- Хантыйский
- Русский
Пєрна пос пунты вєр
Пєрна пос пунты мӑӊ хӑтӆ, рўщ щирн Крещение Господня, щит мӑӊ нєпекӑтн хӑншум вєр, щи вєр тывӑс, хән Иисус Христос Иордан юхан хуща пєрна посн пунса, щи вєр Иоанн Предтеча вєрӑс. Тӑм мӑӊ хӑтӆ Пасха иты, христианство хуща мєт йис мӑӊ хӑтӆа ӆўӊӑтӆа. Кашӑӊ оӆ Крещение Господня Ас хӑӆты тыӆӑщн 19-мит хӑтӆӑн вєрӑнтӆа.
Мўӊ вәӆэв, Рўщ мўв хуща иса мир 988-мит оӆн пєрна посн пунсайт. Ас хуща вәӆты увӑс мир хӑнтэт, вухаӆь ёх пєрна посн пунты вєр арсыр нәпӑт йитӑт тӑйӆ. 16-мит нәпӑт хуӆаттыйн мєт оӆӑӊ тӑм мўвн православной миссия хотӑт тывты питсӑт, щи кўш щи еӆпийн итәх хӑнтэт щи ӆәӊха пойкщӑты питсӑт.
1620-мит оӆ пийн увӑс мўвн Тобольской епархия тывӑс, щирн увӑс мир ёх йиӆуп ӆәӊха пойкщӑты хущты питсайт. Мӑта хуят щи ӆәӊха пойкщӑты питӆ, щи хӑннєхә рўщ хона вәт пунты ӑн партӆа, щӑӆта па муӆты арат вухн па муӆты пурмӑсн «3 (5) шойт вухн па мєта ар нәй сухн» мийӆясы. Щит вантӆа, ӆўв нўша хӑннєхә муй па мирӆ кўтн кăнащ щира вәӆ. Щи кўш тӑмӑщ вєр вәс, ищимурт хӑнтэт пєрна пос пунты вєрӑта ар оӆ мӑр ӑн кашащсӑт.
Мєт оӆӑӊ остякӑт (хӑнтэт) кўтн кăнащ щира вәӆты ёх пєрна пос пунсӑт. 17-мит нәпӑтн Кодайн вәӆты мєт вән хӑнты кăнащ ики Алачев пєрна пос пунӑс па христианӑт ӆәӊха пойкщӑты питӑс. Аӆпа, щирн ӆўв нумӑс тӑйс, мосӑӊ, тащӑӆ щи ӛрӊ ӆәӊхӑн мєт ма шавиӆа. Имухты, пєрна пос пунум пийн, ӆўв имеӆ Анастасия па пухӑӆ Пётр Алачевӊӑн Москва хон икия нєпек китсӑӊӑн: «Вєрты Кода вошн тәрум хот… па Сўмӑт вош эвӑӆт рўщӑт вохты мосӆ, ӆывты шавиты пӑта, тўтӑӊ пушканӑт пиӆа 10 муй па 15 хуят».
Мєт оӆӑӊ Москва мўвн вәӆты хон ёх, кәща ёх увӑс мир пиӆа м ясӑӊӑн путӑртсӑт, м сємн вантсӑт, ӛрн пєрна пос пунты нємӑӆт хуят ӑн партыйӆса.
Па щира щи вєр кєрӆӑс 18-мит нәпӑтн, хән хон икия Пётр I питӑс.
Хӑнтэт (остякӑт) па вухаӆь ёх (вогулӑт) пєрна посн пунты пӑта увӑс мўв митрополит Филофей Лещинский ар вєр вєрӑс. 1706-мит оӆ хуӆаттыйн Пётр поступсы єтӑӆтӑс: «Ай кәртӑта мӑнты па иса ӆәӊх хурӑт па мӑӊ тӑхет тўта вўщӑтты, щи тӑхетн па рўщ тәрум хот йитӑт, тәрум хотӑт омсӑӆтӑты». 1710-мит оӆн па поступсы єтӑс, увӑс мирӑт пӑта ӆавӑрт поступсы, щӑта хӑншман вәӆ: «Мӑта вогулич па остяк щи вєр пєӆа атма вантты питӆ тӑм поступсы вєрӑт пєӆа, щирн ӆўв ӆыӆ рўвӆ вўты мосӆ».
Иса мўв хӑнтэт 1712, 1713 па 1714-мит оӆӑтн пєрна посн пунсайт. Щи оӆӑтн иса тӑхетн хӑнтэт мєт вана тӑйты ӆәӊх хурӑт па мӑӊ тӑхет хуӆыева шўкатсайт. Хӑнтэт пєрна посн пунсайт па православия пєӆа кєрӑтсайт, иса щит нӆ щурӑс хӑннєхә. Йиӆпа пєрна пос пунум мир пӑта нӆ православной тәрум хот омсӑӆтӑсы. Щи пийн хӑнтэт кӑтсыр тӑхия пойкщӑты питсӑт, ӆыв няврємӆаӆ рўщ тәрум хотӑтн пєрна посн пуныйӆсӑт, щи киньща па ӆыв ӆәӊхӆаӆа пойкщӑсӑт.
Советӑт вәӆум пурайн нємӑӆт щир ӆәӊха пойкщӑты ӑн рӑхӑс, щирн увӑс мир православия эвӑӆт йирашӑк хӑтсӑт, щи кўш араӆ пєлӑк 1930-мит оӆӑтн сєма питум хӑнтэт пєрна пос тӑйсӑт, щи кўтн ма щатьщащєм Алексей Михайлович Молданов вәс. Тәх хотӑтн рўщ ӆәӊх хурӑт хӑщсӑт, няврємӑта пєрна ӑӊки-ащи кантыйӆса, щи кўш щи няврєм пєрна пос пунман ӑн тӑйс.
Тӑм пєрна пос пунты хӑтӆ оӆӑӊӑн ки путӑртты, ащєм ясӑӊӑн, мӑтты ма щатьщащєм щи хӑтӆӑн «әхӆӑта, ван әхӆӑта пєрна пос хӑншиӆӑс па иса пурмӑсӑта щи хӑтӆ пєрна пос пуныӆӑс». Ваньщавӑт кәртӑн па С.Н. Нестерова щирн: «Ов хуща тӑм пєрна пунты хӑтӆӑтн пєрна щи хӑншийӆса, па мис тӑйты хотӑт овн ищи, щит ӆовӑт ӑн ӆоӆумты пӑта, мисӑт ма вәӆты пӑта».
Тӑм йисн итәх хӑнтэт ӆыв нумсэӆн пєрна пос пунӆӑт па христианӑт ӆәӊха пойкщӑӆӑт. Т.А. Гришкина путӑртӑӆ:
- 1930-мит оӆӑтн Поӆнавӑт хуща тәрум хот шўкатса, тәп мўӊ ащиӆўв-ӑӊкиӆўв пєрна посн пунман вәсӑт, щирн иса ёх пєрна пос тӑйсӑт. Ма щи оӆӑӊӑн нәмӑсман, 53 оӆа вмємн ищи пєрна пос пунсум, эвєм ищи щи вєра хущсєм, муӆты вўрн щимӑщ нумӑса питсум, мӑнєм щимӑщ вєр мосӆ. Щи пурайн Касумн тәрум хот хуӆна ӑнтәм вәс, пєрна пос пунты пәп ики ӑӆ юхтыӆӑс.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Молданов
Крещение
Праздник Крещения Господня связан с евангельским событием – крещением Иисуса Христа Иоанном Предтечей в реке Иордан. Этот праздник считается самым древним в христианстве наряду с Пасхой. Крещение Господне отмечается 19 января.
Известно, что массовое крещение Руси произошло в 988 году. Крещение коренных народов Обского Севера проходило в несколько этапов. С конца 16 века возникли первые опорные пункты будущей православной миссии, хотя единичные случаи принятия крещения фиксировались и ранее. После 1620 года, когда в Сибири была учреждена Тобольская епархия, переход аборигенного населения к новой религии всячески поощрялся, новокрещённого освобождали от ясака, он получал денежное и иное вознаграждение, которое зависело от его титула «по 3 (5) рубля денег да сукну по-доброму». Несмотря на это, процесс христианизации коренных народов затянулся на десятилетия.
Исследователи отмечают, что первыми крещёнными среди остяков (хантов) были их князья. Крещение в 17 веке крупнейшего из хантыйских князей кодского князя Алачева, вероятно, связано с его желанием найти в христианстве более надежное (чем в язычестве) сохранение своего богатства и власти. Сразу после крещения его жена Анастасия и сын Пётр Алачевы просили московского царя «устроити» в Кодском городке «храм урсских бы людям велеть им звать с Берёзова для береженья, с огненным боем, человек по 10 и по 15».
На ранних этапах политика московского государства, в основном, строилась на добрых началах по отношению к коренному населению Сибири – запрещалось насильственное крещение народов.
Перелом в политике царского самодержавия произошел в начале 18 века в период царствования Петра I. В истории массового крещения сибирских «иноверцев» обращение в православие хантов (остяков) и манси (вогулов) особое место занимает миссия сибирского митрополита Филофея Лещинского. В конце 1706 года выходит Указ Петра «ехать по юртам и все кумиры и кумирницы сожигать, и на их месте строить часовни и церкви». А в 1710 году издан более жесткий указ, в котором говорится «А если кто из вогулич и остяки учинят противность сему указу, и тем будет казнь смертная».
Массовое крещение остяков произошло в ходе миссионерских экспедиций 1712, 1713 и 1714 гг. В эти годы были уничтожены все особо чтимые язычниками святилища и идолы, обращено в православие около 4 тысяч язычников, для новокрещённых построено четыре православных храма. В последующем установилось своеобразное двоеверие, ханты крестили своих детей в церкви, но продолжали поклоняться своим божествам.
В советское время, в годы борьбы с религией, коренные жители отошли от православия, хотя представители поколения, рожденного в 1930-х годах, частично ещё были крещены, например, в том числе мой дедушка Алексей Михайлович Молданов. В домах могли сохраняться иконы, для детей назначались перна ангки-ащи «крестные мать-отец», если даже они не были крещены. Что касается непосредственно дня крещения, то по воспоминаниям отца, мой дедушка «на ездовых нартах, на продуктовых нартах ставил кресты, и вообще кресты ставились на всём, к чему мы прикасались». По рассказам С.Н. Нестеровой, уроженки п. Ванзеват: «На дверях на крещение нужно было поставить крест, на стайке тоже, чтобы не угнали лошадей, чтоб коровы были спокойны».
В наше время некоторых ханты добровольно принимают в христианство. По рассказам Т. Гришкиной: «В 1930-е годы в Полновате церковь ликвидировали, но наши родители крещённые были, тогда всех крестили. Я об этом думала и покрестилась в 53 года, и дочь покрестила, как-то мне в душу запало, что это надо, в Казыме тогда храма не было, батюшка приезжал».
Пётр Молданов