- Хантыйский
- Русский
Йис вәӆупсы еӆӆы тәӆўв…
Щиты вән ёх «Ас нє» па няврємӑӊ «Ас ай ёх» нємпи ариты-якты тӑхеӊӑн кәща нє Анастасия Алексеевна Новьюхова ястӑс. Ӆўв пиӆэӆа ма Тэк кәртӑн вәйтантыйӆсум па арсыр вєрӑт оӆӑӊӑн иньщӑссєм.
- Анастасия Алексеевна, нӑӊ, аӆпа, айтєӆн ариты-якты вєрӊӑн пєӆы сӑмӑӊа вәсӑн?
- Па муй. Вантэ, ащєм Андрей Алексеевич Аликов (1909-1982-мит оӆӑтн вәс)– Вән Вар кәртӑӊ хә. Ӆўв Вуӆаӊ Отечественной ӆаӆьн пушкан эвӑӆт єсӑӆты хәя ӆаӆясӑс. Юхи кєрӆӑс, веӆпӑс хәя йис, пўпи якты хотӑт вєрӑс, щирн ма айтєӆн вантсум, муй щирн ӆўв па икет пиӆа тәса вой арӑт па па арӑт арийс, хутыса мир яксӑт, арсыр ущхуӆь етнхотӑт вантсум. Мӑнєма иса әмӑщ вәс. Щирн ма айтєӆн щи вєрӑт пєӆы сӑмӑӊа вәсум па вәӆупсєм мӑр щит тәӆум.
Ма Самаровской район Вән Вар кәртӑн Ас хӑӆты тыӆӑщ 12-мит хӑтӆӑн 1955-мит оӆн сєма питсум, мўӊ семьяевн яӊ няврєм вәс, ма – мєт ай.
1964-мит оӆн мўӊ семьяев Тэк кәрта касӆӑс, ма 9 оӆа йисум, щи оӆн веӆщи ӑшколая мӑсыюм. Тӑта ма тәп кӑт класс етшуптӑсум. Щӑӆта па щи юхӆы Кышик кәрта кєрӆӑсўв, тӑта ма нӆ класс вәнты вәнӆтыйӆсум. Щи оӆн ӑӊкєм ӑнтәма йис, щирн Анна упєм ащев па мӑнєм Тэк кәрта тәсӆэ, ӆўв щӑта ӑшколайн няврємӑт вәнӆтӑты нєӊа рәпитӑс. 5-8-мит классӑтн Устрём кәртӑн вәнӆтыйӆсум. Сўмӑтвошн яӊ класс етшуптӑсум. Ӑшколайн вәнӆтыйӆмєм пурайн кашӑӊ мӑӊхӑтӆӑн арисум па яксум.
Ӛхӑт Тәпӑӆ вошн радиста вәнӆтыйӆсум. Тэк кәрта кєрӆӑсум па пәщта хотн связиста, щӑӆта кәщая рәпитсум. Ешавәс Валерий Семёнович Новьюхов хуща икия мӑнсум, хәӆум няврєм Надежда, Александр, Галина сєма питсӑт. Еӆӆы «Шоврие» хӑтӆ мӑр ай няврємӑт тӑйты хотн рәпитсум. 1993-мит оӆн культура хота рәпитты вохсыюм.
- Хән Тэк кәртӑн ариты-якты тӑхеӊӑн тывсӑӊӑн?
- «Ас нє» 1980-мит оӆӑтн тывӑс, кәщая С.В. Броваренко (Хандыбина) вәс. Щи тумпи «Суюв» няврємӑӊ якты тӑхи вәс, ӛхӑт щит «Ас ай ёх» ариты-якты тӑхия йис.
Ма 2000-мит оӆн кәщая йисум. «Ас нє» тӑхийн нӆ ими вәӆ, щит ма, З.А. Новьюхова, Г.М. Курганова па И.Д. Макарова. Мўӊ вәна пєлка вум ёх, щит Константин Васильевич Новьюхов, Федосья Игнатьевна Неттина па Валентина Григорьевна Багишева (Рубахова) эвӑӆт арӑт магнитофона хӑншсўв, щӑӆта нєпека пунсӑӆўв, вәнӆтӑсӆўв па ариӆўв. Хӑнты йис вәӆупсы ӆєрамтум нє М.А. Лапина щи арӑт ищи нух хӑншсӑӆэ па «Тэк ёх арӑт» киника єсӆыӆӑс. Тӑм йисн етнхотӆўв телепонӑта нух хӑншӆăӆўв. Ма ищи айӆтыева хӑнты арӑт хӑншты питсум, щит ищи еша ӆавӑртшӑк, хӑншӆум, щӑӆта тўӊматӆӑӆам.
«Ас ай ёх» хуща 7-8 няврєм ӊхийӆ, тәп эви ӑшкола етшуптӑс, имухты йиӆуп няврєм вўӆўв. Щи арат оӆ мӑр ар няврєм вәс, ӆыв кўтэӆн Оля Отшамова, Лена Ковтун, Настя Аятова, Даша Новьюхова, Лена Новьюхова тәса ващ тўр сыйн арийӆсӑт. Ин арсыр вошӑтн вәӆӆӑт, рәпитӆӑт, тәп мосӆ ки, имухты хӑнты ар ариты муй па як якты вєритӆӑт. Тӑм йис няврємӑт тәса якӆӑт. Ин мєт ай няврємӑт пиӆа рәпитӆўв. Ешавәӆ ма рўтьщӑты мӑнӆум, щирн интӑм айӆат нєӊӑт эвӑӆт тӑм ариты-якты тӑхеӊӑн пӑта кәща кӑншӆум.
Мўӊ иса пурайн иха арсыр мӑӊхӑтӆӑта ӊхийӆӆўв, ванкўтӆы Ёмвоша. Ӆорвош район Хӑнты-Муши кәртӑн «Ван рәтӑт» фестивальн ариӆўв, якӆўв, етнхотӑт, хурамӑӊ ӆәмӑтсухӑт ванӆтӑӆўв. м арат оӆ юхӆы Челябинской областьн вәсўв, щӑта Россия мўвтєӆ мир Бажовской XXIV-мит фестивальн нух питсўв.
Арсыр ими вєрӑта вәнӆтӑты хӑрӑта ӊхийӆӆўв, вантэ, мўӊ кашӑӊ ими ӆўв ёнтум ӆәмӑтсухӑтн, тыюм хӑншӑӊ веятн па кӑртум тўрӆопсӑтн мир еӆпийн ариӆўв па якӆўв.
- Еӆӆы Тэк хӑнты мир вәӆупсы тўвман муйсӑр йиӆуп вєрӑт вєрты нумӑс тӑйӆăты?
- Щиты щи арсыр мӑӊхӑтӆӑт ӆэщӑтты, йиӆуп арӑт хӑншты, йис якӑт оӆӑӊӑн уша вєрты, ай пушхиет вәнӆтӑты. Мўӊ, вантэ, Тэкн ӑнтә тәп мӑӊхӑтӆӑт, щи тумпи арсыр кӑсупсэт, ванӆтупсэт па па утӑт ӆэщӑтӆўв. Кашӑӊ оӆ тәнӆуп тыӆӑщн кәртӑӊ рәпитты тӑхет ёх кўтэӆн ӛрӑӊ-щомӑӊ эстафета кӑсупсы вєрӆўв. Тӑм йисн йиӆуп щирн рәпитты питсўв.
А.А. Новьюхова пиӆа путӑртӑс: Людмила Шульгина
Сохраняем традиционную культуру тегинских ханты…
Так обозначила свою главную миссию художественный руководитель двух фольклорных коллективов села Теги Берёзовского района Анастасия Алексеевна Новьюхова. С ней нам удалось пообщаться во время командировки в это самое северное село автономного округа.
– Анастасия Алексеевна, сколько вас знаю, вы всегда поёте, танцуете, эта любовь к традиционному искусству у вас с детства?
– Конечно. Ведь мой отец Андрей Алексеевич Аликов (1909-1982 гг.) – уроженец деревни Большой Вар, участник Великой Отечественной войны, был известным охотником-медвежатником, поэтому у нас в лесной избушке проводились Медвежьи игрища, куда съезжались все жители близлежащих стойбищ. Отец был главным, он организовывал, проводил, знал и исполнял много священных песен, особенно любил ставить нравоучительные юмористические сценки. Для нас же, детишек, это был настоящий праздник, мы и сами принимали в них участие, где танцевали, где пели для нашего «младшего брата». Вот оттуда, с детства эта любовь к песням, танцам и сценическим постановкам.
А родилась я 12 января 1955 года в деревне Большой Вар Самаровского (ныне Ханты-Мансийского) района в многодетной семье, где было десять детей, я была самой младшей. Отец был рыбаком-охотником, имел оленье стадо, мама во всём ему помогала, растила нас.
В 1964 году семьёй переехали в село Теги, меня только в девятилетнем возрасте отдали в школу. Здесь я проучилась всего два класса, потом родителей стало тянуть в родные края – переехали в посёлок Кышик, тут проучилась до 4 класса. В этот учебный год зимой не стало матери, поэтому старшая сестра Анна забрала нас с отцом в Теги, здесь она работала учительницей. Окончила 4 класса, с 5 по 8 класс училась в посёлке Устрёме, а 10 класс окончила в райцентре – селе Берёзово. Три школы за моими плечами.
Год поработала и поступила на радиста в Тобольский техникум, который окончила с отличием. Меня уговаривали остаться работать в городе, но я предпочла вернуться в Теги. Здесь работала связистом, а потом и начальником почтового отделения.
В селе я повстречала свою судьбу – мужа Валерия Семёновича Новьюхова, вышла замуж, родилось трое детей Надежда, Александр и Галина. Со временем перешла работать в детский сад «Зайчик», а оттуда в 1993 году ушла в сельский Дом культуры.
– Когда образовались фольклорные коллективы «Ас нэ» («Обская женщина») и «Ас ай ёх» («Обская молодёжь»)?
– В 1980-х годах Светлана Васильевна Броваренко (Хандыбина) создала детский коллектив «Суюв» («Оленёнок»), который потом был переименован в «Ас ай ёх» («Обская молодёжь»). Позже она набрала и взрослый состав, так появился фольклорный коллектив «Ас нэ» («Обская женщина»), который я начала возглавлять с 2000 года. Состав небольшой, всего четыре женщины – я, Зоя Абрамовна Новьюхова, Галина Михайловна Курганова (Новьюхова) и Ираида Дмитриевна Макарова. Мы в своё время записывали на магнитофон песни в исполнении Константина Васильевича Новьюхова, Федосьи Игнатьевны Неттиной и Валентины Григорьевны Багишевой (Рубаховой), потом расшифровывали, переносили на бумагу, заучивали и до сих пор их исполняем. Наша односельчанка, учёный-этнограф, историк Маина Афанасьевна Лапина (Неттина) тоже записывала старшее поколение исполнителей и выпустила сборник «Песни тегинских ханты», он нам тоже служит хорошим подспорьем. Я тоже стала пробовать писать песни, это, конечно, не так легко, песня не сразу рождается, много правки, лишь только, спеваясь с солистками, появляется что-то. Не зря же говорят, произведение рождается в творческих муках, это так и есть. Сейчас все свои выступления записываем на камеры телефонов, ведём архив для будущих поколений тех, кто будет заниматься сохранением традиционной культуры.
Если говорить о детском коллективе «Ас ай ёх» («Обская молодёжь»), то его состав – это 7-8 человек. Конечно, состав всё время обновляется, только кто-то окончил школу, тут же приглашаем на смену. За много лет существования коллектива хочется выделить Олю Отшамову, Лену Ковтун, Настю Аятову, Дашу Новьюхову и Лену Новьюхову – девочки с сильными звонкими голосами. Сейчас они живут и работают в разных городах и посёлках, но всегда с большим удовольствием представляют традиционную культуру, это не может не радовать. Нынешний состав детского коллектива больше тяготеет к хантыйским танцам. Уже сейчас мы работаем с самыми маленькими детишками начальной школы, у которых Зоя Абрамовна Новьюхова на уроках пения выявила музыкальный слух и научила петь.
Что хочется отметить, в детском коллективе в основном девочки, за всю историю существования «Ас ай ёх» было всего несколько мальчишек, в том числе и Женя Миляхов, которого не стало несколько лет назад. В основном же, в подростковом возрасте они уходят из коллектива, видимо, кто-то начинает дразнить, мол, не мальчишечье это дело петь и танцевать, вот и бросают. Конечно, мы работаем над этим, убеждаем, ставим в пример известных певцов и танцоров, но всё же.
Я уже давно на пенсии, сейчас подумываю оставить и коллектив, поэтому ищу себе замену.
С коллективами мы объездили весь округ, конечно, чаще всего выступаем в окружной столице – городе Ханты-Мансийске. Представляем Югру и на фольклорном фестивале «Ван рутат» («Близкие родственники»), который проводится в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа.
Самая дальняя поездка – это город Миасс Челябинской области, здесь мы на XXIV Всероссийском Бажовском фестивале народного творчества завоевали призовые места.
Кроме того, наши солисты – постоянные участники научно-практических семинаров по народным ремёслам обских угров, учимся, но и сами обучаем, например, особенностям заготовки бересты на нашей северной территории, пошиву берестяной утвари, люлек, рассказываем о геометрических орнаментах – этим мы отличаемся от ваховской, аганской и казымской локальных групп ханты. Мы сами себя обшиваем, одеваем и украшаем, т.к. все умеем шить, вязать и плести. Юных артистов выручают семейные сундуки, в которых хранятся наряды мам и бабушек.
– Какие новые творческие планы и задумки?
– Будем продолжать радовать сельчан и жителей близлежащих деревень своим творчеством, писать новые песни, ставить новые танцы, сценки из традиционной жизни, учить детей. Я сама уже бабушка, поэтому дома занимаюсь с внуками, немного говорю с ними на родном языке, разучиваем песенки, танцы. Хоть мы и возрастные солистки, но принимаем самое активное участие в различных мероприятиях. Например, каждый год 23 февраля проходит общепоселковая спортивная эстафета между учреждениями села, мы также участвуем.
Конечно, стараемся идти в ногу со временем, обязательно делаем аудио-, видеозаписи своих выступлений.
К сожалению, всё равно уходят традиции. В Тегах давно не проводились Медвежьи игрища, в последний раз Константин Васильевич Новьюхов в деревне Юхангорте организовывал. Всё надеемся, что кто-то добудет и проведёт, ведь есть ещё знатоки этого обряда.
Беседовала Людмила Гурьева