- Хантыйский
- Русский
Хӑнтэт па вухаӆят мой вєр
Вәщ тыӆӑщ 8-митн Россия мўв ӆуваттыйн мир хоттєӆ ёх сӑмӑӊа па тўӊщирӑӊа вәӆты щирӑт мӑӊхӑтӆ пориӆӑсӑт. Ёмвошн ищи щи хӑтӆ «Торум Маа» хот хущи ванӆтупсы вєрӑнтсы. Щӑта ӆыв шуши мирӑт мой вєр оӆӑӊӑн путӑртсӑт па щи пӑта арсыр мосты пурмӑсӑт ванӆтӑсӑт.
Тӑм вєр йис пурайт вўш эвӑӆт йиӆ. Кашӑӊ мир ӆўв кан щирӑт тӑйӆ. Увӑс мирӆўв пӑта щит вуӆаӊ вєра вәӆ. Ими тәты муй па икия мӑнты пийн, айӆат хә икия йиӆ, эви па имия.
Ӑӊкет-ащет пухӆаӆ пӑта сыры ими кӑншты вўянтсӑт. Ӆәӆн эви рәпатаяӊ ат вәс, ёнтӑсты, пўт кавӑртты па хотн мосты вєрӑт вєрты ат хошӑс. Айӆат хә па веӆпӑсӆӑты вєрӑт уша ат тӑйс, ӛрӑӊ па так ат вәс.
Ванӆтупсыйн щи мой вєрӑт оӆӑӊӑн мўӊева «Торум Маа» тӑхи хущи рәпитты нє И. Ксенофонтова путӑртӑс. Ӆўв лупӑс, хуты тӑта ӑнтә тәп и кәрт муй па рәт мой вєр ванӆтӑӆы. Тӑта айкємн арсыр мўв хӑнтэт щирӑт шиваӆӑты рӑхӆ, щит увӑс хӑнтэт, хӑтӆ єтты пєлӑк ёх, вухаӆят. Кашӑӊ мўвн па кәртӑн ӆыв щирӑӆн мой вєрӑт ӆэщӑтӆыйт.
Катра йис пурайн ими тын саты вуйӆясӑт. Хән пух вәна єнмӑс, ӆўв оӆӊеӆн путӑртсы «ими кӑншты ӆуваттыя йис». Ияха мӑнты вєр ӑңкийн-ащийн артаԯӑсы, итәх пурайн айӆат хуятӊӑн щи оԯӑңӑн нємӑԯт ӑн па вәйтсӑңӑн. Эви вәртыты айӆат хә ӑӊкеӆ-ащеӆ пиӆа ӊхӑс па мой вєр ма вәты па тәса путӑртты хуят вохӑнтсы. Оӆӑӊ пўш юхтыйӆты пурайн нємӑӆт мойӆупсы ӑнт тәтьӆясы. Шай яньщсӑт, ӆєсӑт, щӑӆта тәп вәртыты хуят путӑртӑс: «Эви вохты юхӑтсўв, мень пӑты юхӑтсўв». Нє хуят рәтӆаӆ кашащьсӑт ки, щи пурайн ԯыв мойлупсыйн катԯуптӑсыйт. Итәх пурайн имухты ӑн кашащсӑт, вәртыты хуятӑт кӑт-хәӆум пўш щив ӊхсӑт.
Тӑм вєр оӆӑӊӑн Тамара Пятникова «Традиционные обряды хантов усть-казымского Приобья» нєпекн ма хӑншӑс. Хуйтат ӆӑӊхаӆӑт, щи нєпекн ӆўӊӑтӆӑт.
Щӑӆта вәйтантупсыйн мой пурмӑсӑт ванӆтӑсыйт, муй щирн ики ӆәмӑтӆяӆ, муй щирн па — ими. Хӑшап йирман вәс, хута икия мӑнты нєӊие омсӑӆтыйӆсы. Вухсар сухӑт, арсыр ан-сәнӑт, хушапӑт шиваӆӑты рӑхӑс.
Вәнӆата ювум хӑнты ими З.Н. Лозямова икия мӑнум вєрӆ оӆӑӊӑн нәмӑӆмӑс. Щӑӆта путӑртӑс, хутыса 22 оӆ юхӆы Ёмвошн «Торум Маа» пурмӑсӑт ванӆтӑты па шавиты тӑхйин мой вєр ӆэщӑтыйӆсӑт.
Вухаӆь ими А.Н. Мехнина маньщи мир вәртыты оӆӑӊӑн путӑртӑс. Ӆўв щащеӆ па щатьщащеӆ ха мӑнты вєр оӆӑӊӑн нәмӑӆмӑс.
Выставка о свадебных традициях обских угров прошла в Югре
В День семьи, любви и верности 8 июля в этнографическом музее «Торум Маа»открылась экспозиция «Со светом солнца сравнить тебя можно. Свадебные традиции обских угров».
Обряд создания новой семьи, возник в глубокой древности, до настоящего времени сохранил в себе черты различных исторических эпох. Во все времена и у всех народов вступление в брак – одно из важнейших событий в жизни человека и общества. После женитьбы юноша становится мужчиной, а девушка из девочки превращается в женщину.
Обские угры лучшими чертами невесты считали трудолюбие, умение шить и красоту, сравнимую с «восходящим солнцем» и «месяцем в небе». Лучшие черты жениха – физическая развитость и выносливость, умелые руки. На выставке гости узнали о действиях, которые жених с невестой и их родные должны были выполнить для долгой и благополучной семейной жизни. Об этом нам поведала сотрудница музея «ТорумМаа»
И. Ксенофонтова открывая выставку. Она рассказала:
– С самого детства в сказках мы слышим трогательное высказывание «жили они долго и счастливо, и даже смерть не могла разлучить их». 8 июля россияне празднуют день семьи, любви и верности. Не случайно именно под этот праздник мы решили открыть выставку, рассказывающую о свадебных обрядах обских угров. Выставка не призвана иллюстрировать какую-то одну локальную группу, подробно рассказывать весь их свадебный обряд, происходящий допустим у северных ханты или у восточных ханты или у манси. Они, безусловно, очень сильно отличаются один от другого, несмотря на то, что это обско-угорская культура. Хотя предметный ряд принадлежит больше восточной хантыйской культуре. А остальное мы постарались показать и фоторяд и предметы, которые используются в целом в культуре народностей ханты и манси.
Само по себе создание новой семьи, это очень ответственно, и очень важно в жизни любого молодого человека. Поскольку только женатый человек становиться по-настоящему равноправным членом общества. И девушка, выйдя замуж, обретает новый статус замужней женщины. И меняется уже и отношение к ней, и её отношение к традициям в обществе.
На любой свадьбе присутствует две стороны: сторона жениха и сторона невесты. Как правило, невесту выбирали заранее и не всегда жених в этом участвовал. Родители жениха задолго наводили справки, узнавали, где какие невесты, насколько она хороша, насколько она выгодна, быть будущей невесткой в их доме. И когда претендентка была обозначена, засылались сваты. Сватовство сохраняется во всех локальных культурах, только может быть менялись некоторые правила проведения сватовства.
О свадебных обрядах вы можете прочитать в книге Тамары Пятниковой «Традиционные обряды хантовУсть-казымского Приобья», где она подробно описывает все этапы от сватовства до свадьбы и послесвадебного периода.
На выставке можно было увидеть наряды жениха и невесты, свадебный полог, сани с приданным, подарки, фотографии, на которых был запечатлён свадебный обряд.
З.Н. Лозямова рассказала о том, как она когда-то выходила замуж. Вспомнила о свадебном обряде, который 22 года назад проводили в музее «Торум Маа».
А.Н. Мехнина рассказала о свадебном обряде манси, как поженились её бабушка и дедушка. Как дедушке пришлось несколько раз сватать бабушку, т.к. её родители не соглашались отдать свою дочь за него.