Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Владимир ЕНОВ

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • Муй вәты мосӆ пенсия еӆпийн
  • Увӑс мўвн мўвтєӆ мир рўтьщӑты оӆӑӊӑн

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Югра хуща вўӆы тӑйты вєрӑт
  • Вәӆты хотӑт оӆӑӊӑн мир пиӆа путӑртӑс

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Ӑшкола-интернат хот кәща нє
  • Рәпатая нух амӑтман ӊхӑӆ
  • Леккарӑт оӆӑӊӑн хӑншӆум
  • Ма рәт вошим сӑмӑӊа тӑйӆєм
  • Йис вәӆупсы вана тӑйты хӑннєхә
  • Тарум Неттин рәт эвӑӆт вәӆ

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Хӑннєхә па ӆўв сӑмӑӊа тӑйты вєрӆ
  • Щимӑщ ёшӑӊ-кўрӑӊ хә вәӆ

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Йиӆуп вәнӆтӑты нєпекӑт єсӑӆӆӑт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Ӑшкола-интернат хот кәща нє
  • Хантыйский
  • Русский

Ӑшкола-интернат хот кәща нє

Йиӆуп (Горки) вошн Ӆорвош районӑн ар оӆ мӑр кӑши-мәш вєр тӑйты няврємӑт вәнӆтыйӆты ртъӊмит классӑӊ ӑшкола-интернат рәпитӆ, рўщ ясӑӊ щирн коррекционной ӑшкола. Щи тӑхия район ӆуватн вәӆты айӆат пухӑт-эвет иха ӑкӑтӆыйт па щимӑщ вєр пӑта нємасыя вәнӆтум хуятӑтн ар оӆ мсыева тӑйӆыйт па вәнӆтӑӆыйт. Хӑщум оӆӑтн щимӑщ ӑшкола-интернат кәща нє Екатерина Александровна Дитц пиӆа иха вәйтантыйӆсумн па ӆўв рәпата вєрӆаӆ оӆӑӊӑн мкєм хўв путӑртсумн.

Екатерина Александро­вна, муй арат пух па эви тӑм йисн араттєӆн нын хущана вәӆ па вәнӆтыйӆ?

 Юхи хӑщум пурайн мўӊ ртъӊмит классӑӊ коррекционной ӑшкола-интернат хотн араттєӆн 45 пух па эви тӑйӆўв па вәнӆтӑӆўв. Интернат хотн тӑмхӑтӆ 35 няврєм вәӆ, 10 пух па эви – щит тӑта иса Горки вошӑӊ няврє­мӑт. Сырыя ма лупты вўть­щӑӆум, хуты мўӊ хуще­ва арсыр щирн мәшит­ты ай­ӆат ёх вәнӆ­тӑӆ­ыйт. Щи пӑта няврєм вәнӆ­тӑты хӑн­нєхуятӑт нєма­сыя психоло­гической па де­фе­к­тологической обра­зования нєпек ёша па­вӑтман тӑйӆӑт. Щимӑщ ут такӆы ӆыв тӑта рә­питты ӑн вє­ритӆӑт. Вантэ, ӑшколаева кашӑӊ йиӆуп оӆ мӑр щимӑщ няврємӑт вәнӆ­тыйӆты тәӆыйт, мӑта айӆат пухӑт па эвет нє­пек хуща тох­турӑт щиты хӑншӆӑт: «уш ӑн тӑйты няврєм». Щимӑщ ай пуш­хӑт эвӑӆт мўӊ вәӆты па рәпитты хўваттыйн айӆ­тыева ушӑӊ-сащӑӊ хӑн­нє­хәйт вєрӆўв.

Муйсӑр вєрӑта нын ӑш­колайн хуща няврємӑт вәнӆтуман тӑйӆӑты?

 Ар пєлӑк мўӊ хущева вәӆты айӆат пухӑт па эвет сыр-сыр рәпатайт  щирӑта вәнӆтӑӆӆўв. Эвет иса ёнтӑсӆӑт па сӑк пиӆа рәпитӆӑт, пухӑт па х па карты эвӑӆт арсыр пур­мӑсӑт вєрӆӑт. Тӑӆаӊ оӆ мӑр мўӊ щимӑщ «Йиӆуп ӑшкола па ӆўв мсыева ӆэщӑтты верӆаӆ» иса национальной проект ун­тасн вәӆӆўв па рә­пит­ӆўв. Щи пӑта м мосты машинайт тӑта ӑш­колая ӆәтсўв. Щӑӆта кә­щаитн йиӆуп хотн мӑсыюв, мӑта утэв хуща арсыр хот йи­тӑт йиӆпа ӆэщӑтсўв, хута няврємӑт сыр-сыр вєрӑта катӆӑсыйӆты вєритӆӑт. Щи ёнтӑсты, х па карты пиӆа рәпитты вєрӑт тум­пийн, мўӊ хущева арсыр ӆєту­тӑт кавӑртты щирӑта эвет вәнӆтӑты питсўв. Вантэ, мўӊ ӑшкола-интер­нат хо­тэвн, няврємӑт иса атӆ-хӑтӆ вәӆӆӑт па вәнӆ­тыйӆ­ӆӑт. Щи пӑта ӆывеӆа иса кашӑӊ ӆєтут вєрты щир мсыева па тўӊщи­рӑӊа вәйттыя мосӆ. Ӑш­кола­евн тӑмхӑтӆ нєма­сыя «социально-бытовой орие­нти­рованность» вє­рӑта айӆат хӑннєхуятӆўв вәнӆ­туман тӑйӆыйт. Ван­тэ, тӑта вәӆты айӆат ёх еӆӆы ма вәӆты-хоӆты щи­рӑта кашӑӊ хӑтӆ мӑр вәнӆтӑӆыйт. Тӑм ӑш­кола­еӆ етшуптӑтэӆ пийн итәх няврємӑт еӆӆы вәнӆ­тый­ӆты ищипа ӑн мӑн­ӆӑт. Щи­мӑщ вєрӑт пӑта сыр-сыр профессия щирӑт тӑта ушӑӊа-сащӑӊа ӆыв вєр­ӆӑт. Итәх пухӑт токар­ной па слесарной станок хуща рәпитӆӑт, щӑӆта эвет па ёнтӑсты, ӆєтутӑт кавӑртты па юӆн вәӆты ёшӑӊ рәпатаита мсыева вәнӆтӑӆыйт.

Щи тумпийн «агро­на­пра­вление» щирн ищиты юхи хӑщум оӆӑтн ай­ӆат ёхӆўв мўӊ ӑшколаевн вәнӆ­тыйӆты питсыйт. Ӆывеӆ вәнӆтӑты нєӊӑт иса эвет арсыр лыптӑт єнўмты щирӑта ванӆтӑӆӑт. Щӑӆта кӑртәпка, капуста па свёкла, морковь, лук па арсыр мўв хӑрыйн єн­мӑӆты ӆєтутӑт омӑсты ищиты тӑм няврємӑт ай­тєӆн тӑта тўӊщирӑӊа па тәса хошӆӑт. Хӑншты, ӆўӊӑтты па арсыр вәнӆ­тӑты вєрӑта няврємӑт па мсыева вәнӆ­тӑӆыйт.

Екатерина Александро­вна, нын коррекционной ӑшкола хотн хуща, аӆпа, ар оӆ мӑр няврємӑт пиӆа рәпитты нєӊӑт па хәйт тӑмхӑтӆ вәнты вәӆӆӑт па рәпитӆӑт?

 Мўӊ хущева щимӑщ хӑннєхуятӑт па вәӆӆӑт. Щит няврємӑт интернат хотн хӑтӆ мӑр ӆавӑӆты нє Надежда Илларионовна Талигина. Ӆўв вєрты рә­патайӆ тумпийн няв­рє­мӑт ӑшколаев хуща хӑнты ясӊева па вәнӆтӑӆ.

Математика вєрӑта айӆат ёх вәнӆтӑты нєӊев Наталья Константиновна Русских па рўщ ясӑӊа муй литературая няврємӑт вәнӆтӑты имев Раиса  Вениаминовна Белых. Ӆын китумтак ар оӆ мӑр ӑшколаевн вәӆӆӑӊӑн па рәпитӆӑӊӑн. ма па вещката рәпиттӑн пӑта вән кәщаитн Почётной рәпатнек общего образо­вания нємн кантсый­ӊӑн. Мўӊ ӑшколаев муй ин­тернат хотэвн м па вещкат хӑннєхуятӑт няв­рємӑт пиӆа рәпитӆӑт.

Кашӑӊ йиӆуп оӆн няв­рємӑт мўӊ хущева щи тәӆыйт. Ӆыв пиӆэӆа мўӊ  рәпитӆўв, шєӊк ар ӛр па щом ӆывеӆа мӑӆўв. Щӑӆта па мєт юхи хӑщум пу­ра­итн ӑшколаев етшуп­тӑты няврємӑт ӆыв вәӆупсэӆ тўӊщирӑӊа па мсыева ар пєлӑк ӆэщӑтӆӑт. Щит мўӊева вән амӑт, ӆывеӆа – ищи м! 

Путӑр хӑншӑс: 
Владимир Енов

О работе коррекционной школы-интерната села Горки

Во время поездки на этнофорум «Мой Шурышкарский» в село Мужи Шурышкарского района мы побеседовали с директором Горковской коррекционной школы-интерната Екатериной Александровной Дитц. 

– Екатерина Александровна, расскажите о работе коррекционной школы?

– В настоящее время в Горковской коррекционной школе-интернате обучается 45 учащихся, в интернате проживает 35 детей, 10 из них – это горковчане. В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, поэтому преподаватели имеют психологическое и  дефектологическое образование. Вся их работа нацелена на результат адаптации и реабилитации наших воспитанников и учеников. В коррекционную школу  мы принимаем детей с диагнозом «умственная отсталость лёгкой степени». 

– Чему Вы сегодня обучаете учащихся коррекционной школы-интерната?

– Основной профиль нашей педагогической деятельности – это трудовое обучение учащихся. Мы занимаемся швейным, столярным и слесарным делом. Вот уже целый год реализуем национальный проект «Современная школа и мероприятия этого нового проекта «Доброшкола». Он направлен на оснащение и оборудование технологических мастерских. Мы приобрели на денежные средства национального проекта новое школьное оборудование. Это станки с числовым программным управлением. И ещё нам выделили здание, где мы сделали ремонт. Сейчас в нём размещено несколько мастерских. Кроме столярного, слесарного и швейного обучения, мы недавно  открыли у себя кулинарное дело. Дети пребывают у нас круглосуточно, и мы понимаем, что необходимы навыки социально-бытовой ориентированности. У нас преподаётся такой предмет «социально-бытовая ориентированность», то есть мы готовим наших учащихся к самостоятельной жизни и стараемся дать воспитанникам необходимые навыки профессионального труда. В силу своего здоровья многие после окончания школы не продолжают своё обучение, а остаются в своих посёлках. Но они должны быть приучены к любому труду и понимать, как вести хозяйство. Помимо этого, у нас уже реализуется проект «агронаправление». Мы учим своих ребят следить за новой рассадой, высаживать картофель, свеклу, морковь, лук, капусту, зелень, а также внимательно ухаживать за цветами. Обучаем всему, чтобы наши учащиеся в будущем могли реализовать себя в обществе и найти место в жизни.

– Екатерина Александровна, есть ли в Вашей коррекционной школе ветераны педагогического труда?

– У нас имеются педагоги с большим стажем работы. Это учитель родного (хантыйского) языка Надежда Илларионовна Талигина. Также у нас хороший математик Наталья Константиновна Русских и учитель русского языка и литературы Раиса Вениаминовна Белых, которые за свой многолетний труд были удостоены высокого звания «Почётный работник общего образования». Конечно, педагогический состав опытный, социально-педагогическая служба работает хорошо. Когда мы получаем запущенных детей, то всегда для них выстраиваем свои индивидуальные маршруты развития, чтобы они научились читать, писать и привыкли к организации всего учебного процесса.

Владимир Енов
 

Рубрика: 
Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
Номер Ханты Ясанг: 
№ 15 (3627)
10.08.2023

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика