- Хантыйский
- Русский
Ӑшкола-интернат хот кәща нє
Йиӆуп (Горки) вошн Ӆорвош районӑн ар оӆ мӑр кӑши-мәш вєр тӑйты няврємӑт вәнӆтыйӆты ртъӊмит классӑӊ ӑшкола-интернат рәпитӆ, рўщ ясӑӊ щирн коррекционной ӑшкола. Щи тӑхия район ӆуватн вәӆты айӆат пухӑт-эвет иха ӑкӑтӆыйт па щимӑщ вєр пӑта нємасыя вәнӆтум хуятӑтн ар оӆ мсыева тӑйӆыйт па вәнӆтӑӆыйт. Хӑщум оӆӑтн щимӑщ ӑшкола-интернат кәща нє Екатерина Александровна Дитц пиӆа иха вәйтантыйӆсумн па ӆўв рәпата вєрӆаӆ оӆӑӊӑн мкєм хўв путӑртсумн.
Екатерина Александровна, муй арат пух па эви тӑм йисн араттєӆн нын хущана вәӆ па вәнӆтыйӆ?
Юхи хӑщум пурайн мўӊ ртъӊмит классӑӊ коррекционной ӑшкола-интернат хотн араттєӆн 45 пух па эви тӑйӆўв па вәнӆтӑӆўв. Интернат хотн тӑмхӑтӆ 35 няврєм вәӆ, 10 пух па эви – щит тӑта иса Горки вошӑӊ няврємӑт. Сырыя ма лупты вўтьщӑӆум, хуты мўӊ хущева арсыр щирн мәшитты айӆат ёх вәнӆтӑӆыйт. Щи пӑта няврєм вәнӆтӑты хӑннєхуятӑт нємасыя психологической па дефектологической образования нєпек ёша павӑтман тӑйӆӑт. Щимӑщ ут такӆы ӆыв тӑта рәпитты ӑн вєритӆӑт. Вантэ, ӑшколаева кашӑӊ йиӆуп оӆ мӑр щимӑщ няврємӑт вәнӆтыйӆты тәӆыйт, мӑта айӆат пухӑт па эвет нєпек хуща тохтурӑт щиты хӑншӆӑт: «уш ӑн тӑйты няврєм». Щимӑщ ай пушхӑт эвӑӆт мўӊ вәӆты па рәпитты хўваттыйн айӆтыева ушӑӊ-сащӑӊ хӑннєхәйт вєрӆўв.
Муйсӑр вєрӑта нын ӑшколайн хуща няврємӑт вәнӆтуман тӑйӆӑты?
Ар пєлӑк мўӊ хущева вәӆты айӆат пухӑт па эвет сыр-сыр рәпатайт щирӑта вәнӆтӑӆӆўв. Эвет иса ёнтӑсӆӑт па сӑк пиӆа рәпитӆӑт, пухӑт па х па карты эвӑӆт арсыр пурмӑсӑт вєрӆӑт. Тӑӆаӊ оӆ мӑр мўӊ щимӑщ «Йиӆуп ӑшкола па ӆўв мсыева ӆэщӑтты верӆаӆ» иса национальной проект унтасн вәӆӆўв па рәпитӆўв. Щи пӑта м мосты машинайт тӑта ӑшколая ӆәтсўв. Щӑӆта кәщаитн йиӆуп хотн мӑсыюв, мӑта утэв хуща арсыр хот йитӑт йиӆпа ӆэщӑтсўв, хута няврємӑт сыр-сыр вєрӑта катӆӑсыйӆты вєритӆӑт. Щи ёнтӑсты, х па карты пиӆа рәпитты вєрӑт тумпийн, мўӊ хущева арсыр ӆєтутӑт кавӑртты щирӑта эвет вәнӆтӑты питсўв. Вантэ, мўӊ ӑшкола-интернат хотэвн, няврємӑт иса атӆ-хӑтӆ вәӆӆӑт па вәнӆтыйӆӆӑт. Щи пӑта ӆывеӆа иса кашӑӊ ӆєтут вєрты щир мсыева па тўӊщирӑӊа вәйттыя мосӆ. Ӑшколаевн тӑмхӑтӆ нємасыя «социально-бытовой ориентированность» вєрӑта айӆат хӑннєхуятӆўв вәнӆтуман тӑйӆыйт. Вантэ, тӑта вәӆты айӆат ёх еӆӆы ма вәӆты-хоӆты щирӑта кашӑӊ хӑтӆ мӑр вәнӆтӑӆыйт. Тӑм ӑшколаеӆ етшуптӑтэӆ пийн итәх няврємӑт еӆӆы вәнӆтыйӆты ищипа ӑн мӑнӆӑт. Щимӑщ вєрӑт пӑта сыр-сыр профессия щирӑт тӑта ушӑӊа-сащӑӊа ӆыв вєрӆӑт. Итәх пухӑт токарной па слесарной станок хуща рәпитӆӑт, щӑӆта эвет па ёнтӑсты, ӆєтутӑт кавӑртты па юӆн вәӆты ёшӑӊ рәпатаита мсыева вәнӆтӑӆыйт.
Щи тумпийн «агронаправление» щирн ищиты юхи хӑщум оӆӑтн айӆат ёхӆўв мўӊ ӑшколаевн вәнӆтыйӆты питсыйт. Ӆывеӆ вәнӆтӑты нєӊӑт иса эвет арсыр лыптӑт єнўмты щирӑта ванӆтӑӆӑт. Щӑӆта кӑртәпка, капуста па свёкла, морковь, лук па арсыр мўв хӑрыйн єнмӑӆты ӆєтутӑт омӑсты ищиты тӑм няврємӑт айтєӆн тӑта тўӊщирӑӊа па тәса хошӆӑт. Хӑншты, ӆўӊӑтты па арсыр вәнӆтӑты вєрӑта няврємӑт па мсыева вәнӆтӑӆыйт.
Екатерина Александровна, нын коррекционной ӑшкола хотн хуща, аӆпа, ар оӆ мӑр няврємӑт пиӆа рәпитты нєӊӑт па хәйт тӑмхӑтӆ вәнты вәӆӆӑт па рәпитӆӑт?
Мўӊ хущева щимӑщ хӑннєхуятӑт па вәӆӆӑт. Щит няврємӑт интернат хотн хӑтӆ мӑр ӆавӑӆты нє Надежда Илларионовна Талигина. Ӆўв вєрты рәпатайӆ тумпийн няврємӑт ӑшколаев хуща хӑнты ясӊева па вәнӆтӑӆ.
Математика вєрӑта айӆат ёх вәнӆтӑты нєӊев Наталья Константиновна Русских па рўщ ясӑӊа муй литературая няврємӑт вәнӆтӑты имев Раиса Вениаминовна Белых. Ӆын китумтак ар оӆ мӑр ӑшколаевн вәӆӆӑӊӑн па рәпитӆӑӊӑн. ма па вещката рәпиттӑн пӑта вән кәщаитн Почётной рәпатнек общего образования нємн кантсыйӊӑн. Мўӊ ӑшколаев муй интернат хотэвн м па вещкат хӑннєхуятӑт няврємӑт пиӆа рәпитӆӑт.
Кашӑӊ йиӆуп оӆн няврємӑт мўӊ хущева щи тәӆыйт. Ӆыв пиӆэӆа мўӊ рәпитӆўв, шєӊк ар ӛр па щом ӆывеӆа мӑӆўв. Щӑӆта па мєт юхи хӑщум пураитн ӑшколаев етшуптӑты няврємӑт ӆыв вәӆупсэӆ тўӊщирӑӊа па мсыева ар пєлӑк ӆэщӑтӆӑт. Щит мўӊева вән амӑт, ӆывеӆа – ищи м!
Путӑр хӑншӑс:
Владимир Енов
О работе коррекционной школы-интерната села Горки
Во время поездки на этнофорум «Мой Шурышкарский» в село Мужи Шурышкарского района мы побеседовали с директором Горковской коррекционной школы-интерната Екатериной Александровной Дитц.
– Екатерина Александровна, расскажите о работе коррекционной школы?
– В настоящее время в Горковской коррекционной школе-интернате обучается 45 учащихся, в интернате проживает 35 детей, 10 из них – это горковчане. В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, поэтому преподаватели имеют психологическое и дефектологическое образование. Вся их работа нацелена на результат адаптации и реабилитации наших воспитанников и учеников. В коррекционную школу мы принимаем детей с диагнозом «умственная отсталость лёгкой степени».
– Чему Вы сегодня обучаете учащихся коррекционной школы-интерната?
– Основной профиль нашей педагогической деятельности – это трудовое обучение учащихся. Мы занимаемся швейным, столярным и слесарным делом. Вот уже целый год реализуем национальный проект «Современная школа и мероприятия этого нового проекта «Доброшкола». Он направлен на оснащение и оборудование технологических мастерских. Мы приобрели на денежные средства национального проекта новое школьное оборудование. Это станки с числовым программным управлением. И ещё нам выделили здание, где мы сделали ремонт. Сейчас в нём размещено несколько мастерских. Кроме столярного, слесарного и швейного обучения, мы недавно открыли у себя кулинарное дело. Дети пребывают у нас круглосуточно, и мы понимаем, что необходимы навыки социально-бытовой ориентированности. У нас преподаётся такой предмет «социально-бытовая ориентированность», то есть мы готовим наших учащихся к самостоятельной жизни и стараемся дать воспитанникам необходимые навыки профессионального труда. В силу своего здоровья многие после окончания школы не продолжают своё обучение, а остаются в своих посёлках. Но они должны быть приучены к любому труду и понимать, как вести хозяйство. Помимо этого, у нас уже реализуется проект «агронаправление». Мы учим своих ребят следить за новой рассадой, высаживать картофель, свеклу, морковь, лук, капусту, зелень, а также внимательно ухаживать за цветами. Обучаем всему, чтобы наши учащиеся в будущем могли реализовать себя в обществе и найти место в жизни.
– Екатерина Александровна, есть ли в Вашей коррекционной школе ветераны педагогического труда?
– У нас имеются педагоги с большим стажем работы. Это учитель родного (хантыйского) языка Надежда Илларионовна Талигина. Также у нас хороший математик Наталья Константиновна Русских и учитель русского языка и литературы Раиса Вениаминовна Белых, которые за свой многолетний труд были удостоены высокого звания «Почётный работник общего образования». Конечно, педагогический состав опытный, социально-педагогическая служба работает хорошо. Когда мы получаем запущенных детей, то всегда для них выстраиваем свои индивидуальные маршруты развития, чтобы они научились читать, писать и привыкли к организации всего учебного процесса.
Владимир Енов