- Хантыйский
- Русский
Вўӆы па кўрӑӊ вой ӆўвӑт па оӊӑт эвӑӆт вєрум пурмӑсӑт
Вәйт ӆор тыӆӑщ 29-мит хӑтӆӑн «Торум Маа» нємпи йис пурмӑсӑт ӆавӑӆты хотн вўӆы па кўрӑӊ вой ӆўвӑт па оӊӑт эвӑӆт вєрум пурмӑсӑт ванӆтупсы пўншсы.
Йистєӆн шуши мирӆўв вўӆы па кўрӑӊ вой ӆўвӑт па оӊӑт эвӑӆт вән па ай пурмӑсӑт вєрсӑт. Вантэ, щи пурмӑсӑт мєт такӑт. Лупӆы, матты ки, кўрӑӊ вой ӆўвӑт па оӊӑт таканшӑк вўӆы ӆўвӑт па оӊӑт киньщи. Вўӆы па кўрӑӊ вой ӆўвӑт па оӊӑт эвӑӆт нємасыя щўӊкӑт, щӑӆта кеши нӑӆӑт, ёш пур нӑӆӑт, ёнтӑсӆуйт, шар пӑта нємасыя хушапӑт, нумӑс юнтутӑт па па мосты утӑт вєрӆыйт.
Вой-хўӆ веӆпӑсӆӑты ёх вўӆы па кўрӑӊ вой ӆўвӑт па оӊӑт эвӑӆт ӑнтуп кеӆа нємасыя сыр-сыр войт хурасӑт нюхрӑнтсыйт. Щитӑӆн кўрӑӊ вой ӆўвӑт па оӊӑт эвӑӆт арсыр вой хурасӑт кешийн эвӑтсыйт. Щиты арсыр хӑншет, хўӆ муй вой, тухӆăӊ вой хурӑт эвӑтман па нюхрӑнтман тывсӑт.
Щи ӑнтуп кеӆӑт кӑтсыр щирн вєрӆыйт па тӑйӆыйт: вой-хўӆ веӆпӑсӆӑты ёх пӑта ӑнтуп кеӆ па мӑӊ ӑнтуп кеӆ. Катрайн щемьяйн ӑнтуп кеӆӑт вән икет айӆат хәйта мойӆӑсӑт, щирн интӑм пурайн щитӑт вантты па ихурпия вєрты рӑхӆ.

Тӑм ванӆтупсыйн вєрӑнтты хәйн Яков Тарлинӑн вєрум ӑнтуп кеӆӑт оӆӑӊӑн музей научной рәпатнек Наталья Краснопеева лупӑс:
- Яков Никифорович иса пурайн арсыр вєрӑнтты хӑрӑтн хӑнты мир пурмӑсӑт вєрты вәнӆтӑӆ. Интӑм тӑта ӆўв вєрум ӑнтуп кеӆӑт аӆьман вәӆӆӑт. Щӑта кўрӑӊ вой оӊӑт эвӑӆт ӆапӑт хӑншӑӊ утӑт, щит «шовӑр пӑӆ», «сўмӑт нўв» па па хӑншэт эвӑтман вәӆӆӑт. Щитӑт хӑннєхә ӆавӑӆты пӑта вєрӆыйт.
Тӑм ванӆтупсыя юхтум мир щи тумпи тумранӑт вантсӑт. Хәнты вәнӆтӑты хӑрн щи нарӑсты ут ищи Яков Тарлин вєрты вәнӆтӑс. Ванӆтупсы тәты нє Ирина Ксенофонтова лупӑс:
- Катрайн ванкўтӆы имет тумран вєрсӑт. Щит вўӆы кўр ӆўвӑт эвӑӆт вєрӆы. Кашӑӊ тумран ӆўв щирӑӆн сый тӑйӆ. Вўӆы кўр ӆўв ӆаюмн кӑтна воӊхты мосӆ. Щӑӆта мсыева кавӑртӆы, ӆәӆн ӆўв нюхӆы па ӆонӆы ат йис. Щи пийн кешийн ӆўв мосты кўӆат эвӑтӆы. Ӛхӑт тумран няӆум вєрты мосӆ па ай кеӆ йиртты.

Юхи хӑщум артӑн ванӆтупсы тәты нє Ирина Ксенофонтова лупӑс, тӑм йисн шуши мир арсыр пурмӑсӑт кєншӑка вєрты йис, вантэ, вєрӑнтты хуятӑт арсыр нємасыя станок утӑт тӑйӆӑт.
Мосӆ лупты, тӑм ванӆтупсы лыпӑт хойты тыӆӑщ юхи хӑщум хӑтӆ вәнты рәпитты питӆ.
Путӑр хӑншӑс: Ирина Самсонова
Косторезное ремесло обских угров
29 августа в этнографическом музее «Торум Маа» состоялось открытие выставки традиционных изделий косторезного ремесла народов ханты и манси.
Испокон веков коренные народы Югры изготавливали предметы быта, охоты, рыболовства из кости оленя и лося. Изделия получаются крепкими, при этом отмечается, что лосиные кости по структуре прочнее оленьих. Из костей этих животных делается много предметов: ножны, шила, напёрстки, табакерки, костяные фигурки для игры в традиционные шахматы и т.д.
Рыбаки, охотники, оленеводы всегда подпоясываются кожаными поясами (ремнями), которые украшаются декоративными элементами из кости лося или оленя. Всё это вырезается мастерами, костяные ажуры имеют широкое разнообразие – орнаменты рыб, животных, птиц и т.д.
По своему назначению мужские пояса подразделяются на промысловые и сакральные. В старину этот атрибут одежды передавался по наследству от старшего младшему, именно поэтому до сегодняшних дней сохранились старинные пояса, служащие образцами для современных мастеров.

Научный сотрудник музея Наталья Краснопеева рассказала о хантыйском мастере Якове Тарлине:
– Яков Никифорович всегда с удовольствием на мастер-классах обучает всех желающих изготовлению различных предметов. В том числе, однажды он учил делать мужские пояса северных ханты. Сегодня на выставке представлены пояса, изготовленные им в разное время. Накладочки на поясе изготовлены из рога лося, здесь представлены вырезные орнаменты: «заячьи ушки», «берёзовая ветвь» и другие. Накладочек должно быть семь – они означают семь духов-покровителей и наконечники стрел. Пояс – главный оберег для мужчины, поэтому важно быть подпоясанным. Отметим, что задняя часть пояса – самая мощная по охранной функции.

Также на выставке был представлен традиционный музыкальный инструмент – тумран. Я.Н. Тарлин также однажды проводил мастер-класс по его изготовлению. Ведущая выставки Ирина Ксенофонтова рассказала:
– В старину этот музыкальный инструмент делали исключительно женщины. Тумран изготавливается из пястной кости оленя. Берётся трубчатая кость оленя, топором раздваивается пополам. Затем кость тщательно отваривается, чтобы избавиться от мышечных волокон. Далее ножом кости придаётся тонкая форма. После чего нужно вырезать язычок, к которому привязывается верёвочка, от её подёргивания появляется звук.
При этом у музыканта должно быть мастерство игры на инструменте, поскольку исходящий звук должен сочетаться с правильным дыханием. Тумран должен издавать нежный и мягкий звук.
В завершение выставки ведущая отметила, что сегодня у мастеров появились различные станки, поэтому изготовление тех или иных изделий стало проще.
Отметим, что выставка «Секреты мастерства. Косторезное ремесло» продлится до конца сентября.
Ирина Самсонова




