- Хантыйский
- Русский
«Тыӆӑщ поры» – хӑнты па вухаӆь мирев мӑӊхӑтӆ
Ёмвошн тәнӆуп тыӆӑщн 28-мит хӑтӆӑн «Торум Маа» нємуп музей хуща «Тыӆӑщ поры» мӑӊхӑтӆ 15-мит пўш вєрӑнтса. Щит йис ёхӆўв эвӑӆт йиты пойкщӑты хӑтӆ, хән Тәрум ащевн тӑӆ ищки хӑтӆӑт тови пєӆа кєрӑтты питӆайт. Щит йиӊк хўӆ, вәнт вой ма єнумты пӑта постум пойкты хӑтӆ.
Тӑӆ хӑтӆӑт хўва йитыйн юхан хўӆӑт, ӆор хўӆӑт пәрӑӊа йиӆӑт, вәнтӑн вәӆты сыр-сыр войӆўв ӆавӑрта йиӆӑт. Йис ёхӆўв тӑм хӑтӑӆн пойкщӑсӑт йиӊк хўӆӑт па вәнт войт ара йиты пӑта. Щи пӑта тӑм хӑтӆӑтн эвет-пухӑт иха щи ӑктӑщийӆсӑт, ӆыв хуты хӑнты вәӆупсы еӆӆы тәты хуятӑт. Муйсӑр вєрӑт вєрты, муй вўрн пойкщӑты, щит хуты вәна вум иметн путӑртсайт.
Тыӆӑщ порыя айӆат ёх ӑктӑщийӆсайт, хән тыӆщев хуӆна єнмӑс. Порєсты еӆпийн эвет па пухӑт вош хўват хирӑт па карты сӑрӑт ёша вўйман ӊхсӑт, щит поры пӑсана ӆєтут ӑкӑтсӑт. Карты сӑр – щит хуты тыӆӑщ пухиев ис хурӆ. Айӆат ёхӆўв хот хонӑӊа юхӑттыйн ов хонӑӊ карты сӑрн щи кӑкӑртӆӑт па лупӆӑт: «Хулы, хулы, тєӆ вохӑс. Йиӆуп Най пух, йиӆуп Вәрт пух щи єтӑс». Йис ёхӆўв ясӑӊӑн Вәрт пухиев єнумтаӆ пӑта щи ӆєтут щи мосӆ. Хән карты сӑр әхтыя муӆтсӑр ӆєтут пўлые хотӑӊ ёх ки пунӆӑт, щирн пўл ӑкӑтты мирев юхӆы м ясӑӊ лупӆӑт: «Шимӆ ӆєтут ки тӑйӆӑн, ӆєтут ара ат йиӆ! Анэн ки хунша уӆ, анэн шума ат омӑсӆ. Ӆупасєн таӆты ки вәс, тєӆӑӊа ат йиӆ!» па па сӊӑт.
Йисн тыӆӑщ поры пӑта вош ёх ӑктӑщийӆсӑт мєт ӆӑщкам хотн. Щи хотӑӊ ёх пиӆа ӆыв сыры путрємӑсӑт. Порєсты ёх пӑнӑн ӆєтут тәтьӆясӑт, анӑт-сәнӑт, вән имет па соӆамат кавӑртсӑт. Нянь эвӑӆт па сыр-сыр войт вєрӑнтсӑт, щит иса пўш ӆапӑт вой вєрты мосӑс (вўӆэт, мисӑт, ӆовӑт).
Порєсты пӑсан камн ӆэщӑтыйӆса, щит «ӆоньщ пӑсан, вәрт пӑсан». Ӆєтутӑт па нянь войт щи пӑсана щи пуныйӆсӑт.
Порєстыйн нянь вой ухӑт нух мәритӆайт па карты сӑра пунӆайт. Щӑӆта па щи карты сӑр ӆоньщӑн лӑп тємӆа. Ух пәшхӑт – щит тыӆӑщ пухиева вєрты поры, ӆоньщ тємӆа, щит хуты мєлӑк, ӆоньщӑӊ хӑтӆӑт юхӑтты пӑта. Пойк сӊӑт – щит хуты йиӊк хўӆ па вәнт вой ара йиты пӑта, айӆат эвет икия ат мӑнӆӑт, айӆат пухӑт ими ат тәӆӑт па няврємӆаӆ тӑӆаӊа, ма ат єнумӆӑт.
Советской лащ вәӆум пурайн тӑм тыӆӑщ поры ӑн па вєрӑнтса, щӑӆта па 1990-мит оӆӑтн Нуви сӑӊхум вошн фольклорной архив ёх щи вєрӑта вўянтсӑт па еӆӆы тыӆӑщ поры вєрты питсӑт.
Музей хотӑтн тыӆӑщ поры па щира кєрӆӑты питӑс, ин тәп итәх утӑт вєрӑнтӆайт, ин щи пойкщӑты вєр йиӆуп мӑӊхӑтӆа йис, муй тӑхия вош тєӆ мир етна йиты пурайн ӑктӑщийӆӆӑт.
Тӑм пўш мӑӊхӑтӆ ищиты щи мӑнӑс. Мєт оӆӑӊ «Хӑтӆ» Ас-угорской театр хуща рәпитты ёх арисӑт па яксӑт. «Торум Маа» музей хуща рәпитты ёх сырышӑк «ӆоньщ пӑсан» ӆэщӑтсӑт па сыр-сыр ӆєтут щив пунсӑт. Сыры хӑтӆ музей ёх ищи мир ӑктыйӆсӑт, щит нянь вой вєрты пӑта. Щӑӆта па ӑкмум мирев пойкщӑсӑт па Вәрт пухева поры вєрӑнтсӑт. Юхтум мойӊ ёхӆўв щи поры пӑсан эвӑӆт муӆты пўлыет ёша щи павтыйӆсӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Айев
«Тылащ поры» − весенний праздник обских угров
В г. Ханты-Мансийске 28 февраля в музее «Торум Маа» в 15-й раз прошёл праздник угощения месяца «Тылащ поры», который ранее относился к календарным праздникам весеннего воспроизводства жизни.
В период перехода от зимы к весне всё в природе перестраивается: рыба набирает икру, начинается отёл. В традиционной культуре магическое содействие воспроизводству животного мира являлось основным содержанием данного обряда. Поэтому главными участниками обряда являлись неженатые юноши и незамужние девушки, но организаторами и руководителями являлись взрослые женщины. Обряд проводился на нарастающую луну. В преддверии обряда юноши и девушки весёлой гурьбой обходили дома для сбора продуктов, требующихся для проведения обряда. Обязательным атрибутом являлась лопата, которая символизировала месяц. Лопатой скребли стену дома возле дверей и проговаривали слова: «Месяц, месяц поесть-попить просит. Новый сын богини, новый сын бога появился». Считалось, что пища необходима месяцу, чтобы он вырос и стал богатырем. В знак благодарности хозяевам желали благополучия: «Если мало еды имеешь, пусть еды больше станет! Если в амбаре было пусто, пусть амбар наполнится» и т.д.
Обряд проводился в большом доме селения, заранее договаривались с хозяевами. Участники приносили с собой еду, посуду, женщины варили ритуальную кашу «саламат». Из хлебного мякиша изготавливали вотивные фигурки животных, их должно было быть семь (олени, коровы, лошади). Угощение месяцу проходило на улице, на снежной целине сооружали «снежный стол для божества». Еду и фигурки укладывали на этот стол. «Головы» животных клали на лопату, смешивали со снегом и под крики присутствующих бросали в сторону Месяца. И так семь раз. «Головы» − это приношение Месяцу, а снег олицетворял приход тёплых дней. В молитвах просили, чтобы рыба и звери размножались, молодые люди обзаводились семьями и детьми. В годы советской власти обряд был позабыт, лишь в 1990-е годы был реконструирован научными сотрудниками Белоярского фольклорного архива.
В условиях музейного пространства ритуал полностью трансформировался. В настоящее время представляются отдельные его элементы, он превратился в массовое зрелищное мероприятие, которое проводится в вечернее время суток.
Как всегда, праздник «Угощение Месяца» открыли актёры обско-угорского театра «Солнце». Они в очередной раз порадовали зрителей своим выступлением. Сотрудниками музея «Торум Маа» предварительно был подготовлен «снежный стол», на котором были расставлены различные угощения. В преддверии праздника были изготовлены фигурки животных из теста. В ходе праздника имитировалось их приношение Месяцу, читались молитвы. Присутствующих угощали «жертвенной» пищей.
Итак, новый лунный год обских угров начался!
Пётр Молданов