- Хантыйский
- Русский
Вўӆєӊ ёх йис вєрӑт тӑм йис щирн ванӆтӑӆыйт
Щимӑщ нєм мирхот тӑйс, мӑта ут тәнӆуп тыӆӑщ 21-23-мит хӑтӆӑтн Нуви сӑӊхум район Касум кәртӑн мӑнӑс. Щит «Кўрмӑӊ вўӆы щимрӑӊ сый» нємпи фестиваль пурайн ӆэщӑтман вәс. Щит «Прометей» кәртӑӊ культура хот кәща нє Е. Потпот ӆэщӑтӑс. Щит вєрты пӑта ӆўв тәняӆ грант нётупсы вухн мӑсы. Тыв Ёмвош, Нх, Нуви сӑӊхум вошӊӑн, Ямал мўв Ӆорвош район Муши кәрт эвӑӆт ариты-якты, етнхот аӆьты ёх юхтыйӆсӑт.
23-мит хӑтӆӑн тӑм мирхот Санкт-Петербург вошӑӊ актёр хә И. Устинович оӆӊитӑс. Мосӆ лупты, тӑм мирхот еӆпийн мўӊ, ариты-якты ёх, мєт сыры ӆўв пиӆэӆа онлайн щирн вәйтантыйӆсўв па єкшаньщуп па ишканьщуп арӑт оӆӑӊӑн путӑртсўв. Щи пурайн ӆўв мўӊева щимӑщ арӆўв оӆӑӊӑн нәмӑӆмӑты партӑс.
Щӑӆта путӑртсы, хәнты советской ӆащ пурайн Увӑс мўвев хўваттыйн вўӆєӊ ёх пӑта нємасыя кӑсупсы ӆэщӑтты питсы. Интӑм пура вәнты вўӆы тащ ӆавӑӆты вєр – щит мєт ӆавӑрт рәпата, айӆат хәйт таща рәпитты ӑн мӑнӆӑт.
- Щикєм м, хуты нын, ариты-якты ёх, вўӆєӊ хуятӑт пӑта мӑӊхӑтӆӑт ӆэщӑтӆӑты! Ӆыв еша рўтьщӑӆӑт, – лупӑс И. Устинович.
Йис вәӆупсэв ӆєрамтты учёной нє Т. Молданова лупӑс, советской ӆащ пурайн хуӆыева Увӑс шуши мир иса СССР вән мирӑт иты ихурпия йис вәӆупсэв оӆӑӊӑн етнхотӑт, ариты-якты хотӑт ванӆтӑты питсӑт. Щи тумпи иса Увӑс мирӑт вәӆупсэт, ӆәмӑтсухӑт иха рўвӑтсыйт, вән хӑншет пиӆа ӆәмӑтсухӑт ёнтты питсыйт, щит вєр хән?
Югра мўвн якты вєра вәнӆтӑты нє Ф. Иштимирова нарӑс хн нарӑсум хә Артём Гришкин оӆӑӊӑн ай тәс:
- Маргарита Рябова Пуӆӊавӑт вошн культпросветучилище етшуптумаӆ пийн рәт Ваньщавӑт кәртӑӆа кєрӆӑс. Тӑта кўлуп хотн хӑнты мир культура вєр нух аӆумман рәпитты питӑс. Щи пурайн Артём Гришкин юӆн катра нарӑс х вәйтӑс – хәнты ай пураяӆн нарӑсӑс. Щи вєр оӆӑӊӑн М. Рябовайн уша павӑтсы па имухты нарӑсты партсы. Щит 1980-мит оӆӑт вәсӑт. Кўлуп хотн мӑӊхӑтӆ пурайн А. Гришкин тәп нарӑс хн нарӑсты питӑс – кәртӑӊ мира шєӊк әмща йис. Еӆӆы ӆўв ар сувӑт хӑншты оӆӊитӑс па Югра мўвев хўваттыйн нарӑсман ӊхты питӑс, арсыр ёх ӆўв оӆӊеӆн уша вєрсӑт, нєпека, магнитофона па кинокамерая хӑншты питсы. Щи пурайн ӆўв 50 муӆтас оӆа йис. Щирн хӑннєхә вәӆупсэӆ хўват Тәрум Ащевн миюм вєр оӆӑӊӑн уша вєрӆ ки, щит шєӊк м – ӆўв щит сӑмӑӊа тәты питӆ.
Ас-угорской институт научной рәпатнек А. Тарлина путӑртӑс, муй щирн хәнты хўв йис пурайн арсыр хӑнты нарӑсты хӑт тывсӑт. Итәх мўӊ нарӑс хӆўв па мирӑт нарӑсты утӑт пиӆа ихураспет вәсӑт.
Ас-угорской институт учёной нє Р. Потпот эвӑӆт хӑнты мир арсыр арӑт оӆӑӊӑн уша вєрсўв. Щи кўтн хӑннєхә атэӆт ар, ай няврємӑт пӑта ӑӊкет єкшаньщуп па ишӑкты арӑт нәмӑӆмӑсӑт. Тӑм йисн кашӑӊ хӑнты ими ӆўв вәӆупсэӆ оӆӑӊӑн, няврємӆаӆ муй па хиӆыӆаӆ пӑта ищимӑщ арӑт хӑншты вєритӆ. Тӑмхӑтӆ Муши кәрт эвӑӆт юхтум М. Куртямова «Тильтим кәртӑӊ ими» ар арийс, ӆўвеӆа тӑм ар ариты ӆавӑрт вәс. Вантэ, щит кӑтӊӑн сӑмӑӊа тӑйты вєр оӆӑӊӑн ар вәс.
«Хӑтӆ» театрӑн юнтты нє Ю. Яркина ӑӊкеӆ Маргарита Рябова оӆӑӊӑн путӑртӑс, ӆўв айтєӆн хӑнты, вухаӆь мир ариты-якты вєр пєӆы сӑмӑӊа вәс. Щирн вәӆупсэӆ хўват иса муй вєрӑс, ӆәӆн няврємӑт, айӆат ёх мўӊ шуши мирӆўв якӑт оӆӑӊӑн уша ат вєрсӑт.
«Увӑс хурамӑт» якты тӑхи кәща нє С. Тришкина ай тәс, муй щирн тӑм тӑхи тывӑс, муй щирн якты вәнӆтӑты вєр ӆэщӑтман вәӆ, муйсӑр вошӑта па па хон пєлӑк мўвӑта якман ӊхсӑт.
Округ ремёслайт тӑхи кәща нє М. Кабакова ванӆтӑс, муй щирн Касум кәртӑӊ катра пурмӑсӑт ӆавӑӆты хотн па «Нумсӑӊ ёх» рўтьщӑты тӑхийн иса пурайн шуши мир катра йис па тӑм йис вәӆупсы оӆӑӊӑн етнхотӑт ванӆтӑӆӑт. Щиты итәх няврємӑт еӆӆы нємасыя вәнӆтыйӆсӑт па актёра йисӑт.
Юхи хӑщум артӑн И. Устинович лупӑс, шуши мир театр – щит мєт мосты вєр. Вантэ, етнхотн катра па тӑм йис вәӆупсы ванӆтӑты рӑхӆ па щиты йис вәӆупсэв ӆавӑӆты рӑхӆ. Ӆўв кашӑӊ хуята вән пәмащипа ясӑӊ лупӑс, хутыса ӑкмум мир Югра мўв шуши мир вәӆупсы ӆавӑӆман иса муй вєрӆӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Людмила Гурьева
Новые формы трансляции оленеводческой культуры
Так назывался семинар-практикум, состоявшийся 21-23 февраля в селе Казыме Белоярского района в рамках фестиваля «Быстроногих оленей бег воспеваю». Его проведение стало возможным благодаря победе директора сельского Центра культуры и спорта «Прометей» Екатерины Потпот в конкурсе «Культурная мозаика городов и сёл Югры», проводимом Фондом гражданских и социальных инициатив в партнёрстве с Фондом Тимченко при участии правительства Югры. В мероприятии приняли участие творческие коллективы села Казыма, городов Белоярского, Ханты-Мансийска, Нягани, села Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
Село Казым – исконная территория проживания трёх родственных северных народов – ханты, ненцев и коми-ижимцев. Исторически культуры этих народов переплелись, поэтому сегодня очень важно сохранить как особенности каждой из культур, так и симбиоз культур.
В первый день, 21 февраля, в рамках семинара-практикума в Центре культуры и спорта «Прометей» состоялся показ экспериментального спектакля «На кончик крыла подымаюсь». Представление ставили: профессиональные актёры театра обско-угорских народов «Солнце», актёр, режиссёр Игорь Устинович, хореограф Фаина Иштимирова, сельчанки – носительницы традиционной культуры, педагоги, воспитанники интерната. Подготовка спектакля заняла месяц. Постановка ещё раз акцентировала внимание зрителей на важность передачи духовных ценностей народа подрастающему поколению.
Затем после спектакля все направились в Ресурсный центр «Нумсанг ёх» («Думающие люди»), где состоялся вечер знакомств. Каждый их коллективов вкратце рассказал о себе и представил творческий номер.
На следующий день, 22 февраля, в рамках семинара состоялась концертная программа для участников и гостей 84-й Олимпиады оленеводов села Казыма. Творческие коллективы представили свои номера на оленеводческую тему – сценки, песни, танцы.
В последний день, 23 февраля, в течение всего дня семинар-практикум «Новые форматы трансляции оленеводческой культуры» проходил на базе отдыха «Северяночка».
Мероприятие открыл актёр, режиссёр, художник из Санкт-Петербурга Игорь Устинович – известная личность в Казыме. Он уже давно сотрудничает с этнографическим стойбищем «Нумсанг ёх», где вместе с юными талантами продолжает ставить спектакли о современной жизни коренных народов Казыма. Надо отметить, что до начала семинара состоялась онлайн-встреча с ним, во время которой мы говорили о традиционных колыбельных и личных песнях обских угров. Тогда мы получили задание – узнать от старших родственников хотя бы приблизительные тексты колыбельных песен, которые нам пели матери и бабушки. Кроме этого, выучить одну из личных песен своей семьи.
В самом начале он попросил участников семинара поделиться впечатлениями о Дне оленевода и концертной программе, в которой все приняли участие. Конечно же, организация праздника всем понравилась, особый восторг вызвали несколько разновидностей оленьих гонок: на мах, на рысь, стоя на оленьей упряжке, на лыжах, на амдёре за оленьей упряжкой – такая разновидность соревнований есть только в Казыме. Участниками было отмечено, что оленеводческая культура в Югре за последние 30 лет претерпела изменения. Значительно уменьшилось поголовье оленей, как правило, молодёжь не идёт в оленеводство – сегодня там трудится старшее поколение потомственных оленеводов. Праздник «День оленевода» когда-то был задуман советской властью, а организаторами были оленеводческие предприятия. Несмотря на все трудности, соревнование среди оленеводов до сих пор остаётся зрелищным, тут отбираются самые сильные оленеводы, чтобы затем посоревноваться за Кубок губернатора Югры.
Историк-этнограф Татьяна Молданова в своём докладе акцентировала внимание присутствующих на традиционную культуру, которые все по-своему пытаются совместить с современностью. По требованию советской власти на сцене начали представлять сценки из традиционной жизни коренных народов, исполняться современные песни на родных языках. Для выступающих артистов стали шиться наряды с крупными орнаментами. В нарядах творческих коллективов смешались все элементы культуры народов Севера СССР. Лишь в последние 30 лет сама интеллигенция начала разграничивать эти особенности, но, к сожалению, наследие советских времён нелегко было искоренить. Тем не менее нужно продолжать делать всё возможное, чтобы исконные образы народов многонациональной России сохранились на сцене.
Известный хореограф Югры Фаина Иштимирова (Костина) на семинаре рассказала о своём односельчанине Артёме Григорьевиче Гришкине. Он когда-то в юности в семье играл на традиционном музыкальном струнном инструменте нарсъюхе, но потом инструмент где-то пылился в сарае. Жительница села Ванзевата Белоярского района Маргарита Фёдоровна Рябова (Яркина) после окончания Салехардского культпросветучилища хореографом возвратилась в родное село и начала работать в Доме культуре. Это был период начала подъёма национального самосознания. Новый работник культуры активно взялась за возрождение хантыйской культуры. Однажды в общении с односельчанином Артёмом Гришкиным она узнала о музыкальном инструменте нарсъюхе, попросила его показать и что-нибудь наиграть. Они вместе нашли струны, натянули на инструмент и он робко попробовал играть. Маргарита Фёдоровна в восторге от наигрыша – просит сыграть на концерте в Доме культуре. А.Г. Гришкин отказывался, говоря, что в последний раз он играл подростком. Ей всё-таки удалось его уговорить – и вот он в Доме культуре на празднике исполнил наигрыш «Весенний лебедь». Для зрителей это тоже был шок – они начали смеяться, не понимая, на чём это он играет. М.Ф. Рябовой и А.Г. Гришкину пришлось рассказать зрителям об этом старинном хантыйском инструменте. Это был период начала 80-х годов, Артёму Гришкину было уже 50 с лишним лет. Именно в таком возрасте он начал сочинять наигрыши. Постепенно весть о самобытном музыканте-ханты разнеслась повсюду. Его начали приглашать на различные концерты, к нему приезжали журналисты, учёные-музыковеды и т.д. А в округе начался подъём интереса к традиционной культуре коренных народов. «Поэтому на примере Артёма Гришкина хочу сказать, что никогда не поздно раскрывать свои таланты», – резюмировала своё сообщение Ф.П. Иштимирова.
Научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Александра Тарлина рассказала об истории развития музыкальных инструментов обских угров. В общей картине мира все инструменты обских угров имеют схожую историю происхождения с инструментами других народов мира. Например, самый популярный музыкальный инструмент санквылтап (мансийский) и нарсъюх (хантыйский), по мнению учёных-музыковедов, предположительно происходит от пятиструнного го усянь – музыкального инструмента, распространённого в эпоху Цинь. Он имел квадратный корпус и мембранную деку. Несколько веков спустя, в эпоху маньчжурской династии Цин, производный от него инструмент – сянь сянь – распространился у кочевых народов Монголии, тунгусо-маньчжурских народов Амура и Бурятии.
Научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Римма Потпот рассказала о типологии песенного жанра в хантыйском фольклоре. В частности, рассказала о таких жанрах, как личная песня, хвалебная песня для ребёнка, а также об особом жанре песни, которая сочиняется матерью или бабушкой от имени самого ребёнка.
Для представления о том, что такое личная песня, гостья из села Мужи Шурышкарского района Мария Куртямова трогательно исполнила песню из семейного репертуара о невозможной любви двух кузенов. В конце песни она расплакалась. Как заметил Игорь Устинович, исполняя песню, человек целиком погружается в её тему, поэтому появляются сильные переживания.
Актриса, певица и музыкант Юлия Яркина рассказала о творческом пути своей известной в Югре матери Маргарите Фёдоровне Рябовой (Яркиной). Она всю жизнь занималась изучением особенностей традиционных танцев народов ханты и манси, выпустила учебно-методическую литературу. Сегодня уже её ученики продолжают дело своего учителя-хореографа.
Художественный руководитель известного хореографического коллектива «Увас хурамат» («Северные узоры») Стелла Тришкина представила презентацию с анализом культурно-творческой деятельности коллектива.
Директор окружного Центра ремёсел Марина Кабакова представила презентацию «Интерпретация этнической культуры через театральные постановки в музейном пространстве». Она рассказала об опыте сотрудничества с финно-угорскими и российскими режиссёрами по постановке спектаклей с воспитанниками этностойбища «Нумсанг ёх» («Думающие люди»). Этот опыт оказался очень удачным, многие из выпускников выбрали для себя творческий путь – многие стали актёрами театра обско-угорских народов «Солнце».
Игорь Устинович остановился на вопросе о роли театра в сохранении традиционной культуры, отметив, что театр – благоприятная среда для синтеза искусств.
Завершился семинар подведением итогов фестиваля «Быстроногих оленей бег воспеваю», а также говорили о перспективах развития столь масштабного мероприятия.
Людмила Гурьева