- Хантыйский
- Русский
Юхи хӑщум пўш вәупсы
Ай кєр тыӑщн «Хӑт» нємпи Ас-угорской театр ёх «Последнее пришествие» нємпи эвенкийской писатель Александр Латкинӑн хӑншум путӑр хўват етнхот вантӑсӑт. Округ дума шуши мир ассамблея кәща хә Еремей Айпин тӑм путӑр хўват етнхот вєрты партӑс. Тӑм етнхот Анна-Ксения Вишневская вєрӑс.
Последнее пришествие
Так назывался спектакль, поставленный артистами Театра обско-угорских народов «Солнце» по повести современного эвенкийского писателя Александра Гурьевича Латкина. Режиссёр-постановщик спектакля – Анна-Ксения Вишневская. По её словам, поставить спектакль по трагичному произведению попросил председатель Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера Еремей Айпин. Кроме этого, при создании спектакля непосредственно советовались с самим автором Александром Латкиным. Показ состоялся 9 марта 2017 года.
«Последнее пришествие» – это тяжёлая документальная драма для взрослого зрителя, честно рассказывающая о реальных событиях, происходящих в период развитого социализма в 1980-ые годы прошлого века. Эвенкийская семья оленеводов Васильевых (старец Илья, его внук Василий со своей семьёй: женой Устиньей, сыном Александром, дочерью Аришей и трёхлетним Ильюшей) ведёт традиционный кочевой образ жизни. Однажды председатель сельского совета «Шут-Палач» предлагает семье отказаться от каслающей жизни, стать оседлыми, переехать в посёлок и вступить в колхоз. Коренные жители тайги не могут принять современной цивилизованной жизни, для них это всё равно что погибель. На этой почве неприятия новых условий жизни в семье случаются разные трагедии. И однажды Васильевы принимают для себя единственное, но страшное решение – коллективный уход из жизни. (Феномен коллективных самоубийств среди эвенков и других северных народов до сих пор изучается многими учёными).
В постановке удалось тщательно воспроизвести быт эвенской оленеводческой семьи, дать психологический портрет каждого героя-участника спектакля для понимания случившейся трагедии. В семье очень нелёгкие отношения между членами семьи, всё накалено до предела, словно вот-вот выстрелит ружьё, которое в итоге и выстрелило.
Тема неприятия современных условий жизни коренными малочисленными народами Севера до сих пор считается актуальной. Невозможно соблюсти баланс между государственными интересами, глобализацией и желанием коренных жителей Севера сохранить традиционный архаичный уклад жизни для будущих поколений своих народов, тем самым сохранив себя как народ. Ведь именно в традиционной среде ещё удаётся сохранять родной язык, культуру малых народов.
События, показанные в спектакле «Последнее пришествие», актуальны не только для северян, но и для всей страны, с лица которой ради прогресса исчезли целые деревни.