- Хантыйский
- Русский
Вәнт шушийн вәӆ
Йиӆуп тыӆӑщ яртъяӊмит хӑтӑӆн Людмила Егоровна Добрынина сєма питум хӑтӆ вәс. Тӑм хуятэв рәпатайн каркам па хӑрщи нє.
Ӆўв эви опращ нємӆ Кечимова щит Тәрум юхан хӑнтэт, ащеӆ Егор Павлович Кечимов вәс. Ӑӊкєӆ Молтан нє Софья Сергеевна Мултанова Касум ӆаӆь пурайн aӊщащеӆ Сергей Кириллович Мултанов Сәрханӆ пєӆа касӆӑс.
Людмила Егоровна Добрынина Сәрханӆ вошн ӑшколайӆ етшуптӑсӆэ. Еӆӆы Тәпӑӆ вошн культпросветучилище хуща вәнӆтыӆӑс. Ӛхӑт 1982-мит оӆн Песчаной ай кәрта рәпитты китса. Щӑта ӆўв нәптӑӆ вәӆты пиӆӑӆ Виктор Иванович Добрынин вәйтсӑӆэ. Ӛхӑт Сәрханӆ воша мӑнӑс вәӆты. Щӑта киникайт ӆўӊӑтты хотн ар оӆ рәпитӑс. Имуӆтыйн вәтаӊ нєӊӑӆн Ольга Ивановна Щербаковайн шуши мир культура хота рәпитты вохса. Щӑта вещкат нумсуп хӑнты имие Дарья Павловна Князьянова ӆўвеӆа сыр-сыр вєрӑтн нётӑсӑс. Ипўш ӆўв Людмила Егоровная лупӑс: «Айе, нӑӊена, еӆӆы вәнӆтыйӆты мосӆ». Щиты 42 оӆа вмаӆн Санкт-Петербург воша И.А. Герцен нємуп университета вәнӆтыйӆты мӑнӑс.
Щи тумпи ӆўв Сәрханӆ вошн «Знаменского» нємуп рўщ вәӆупсы вәнӆтӑты тӑхийн тёпиет пиӆа нивӆ оӆ рәпитӑс. Щӑта ай ёха шуши мир арӑт, якӑт па ӆәмӑтсухӑт оӆӑӊӑн путӑртыӆӑс.
Людмила Егоровна хәӆум оӆа вмаӆн Сәрханӆ воша ӑӊкеӆ пиӆа мӑнӑс вәӆты. Ӆўв ӑӊкиеӆ тӑмӑщ ясӊӑтн нәмӑӆмӑсӆэ:
– Ӑӊкєм Софья Сергеевна Мултанова вәс. Ӆўв вух ӆўӊӑтты па ортты тӑхийн рәпитӑс. Щи пӑта вән нєпекӑӊ нєӊа ӆўӊтӑсӑс. Шуши мир эвӑӆт депутата пирийӆса. Ӆўв ӆўӊ пурайн тыӆӑщ вухӑт вәнт кәртӑта юхан хўват ай хӑнты хопиевн тәтьӆясӆэ. Тӑӆн вўӆєӊ әхӑӆн ӊхиӆӑс. Ӑӊким щиты рәпитман ма ванкўтӆы аӊкаӊкєм хуща хӑщийӆсум. Ӆўв тарум юрн ими вәс. Рома омӑсты вєр ӑн тӑйс. Тәса ёнтӑсты хошӑс, каркама арсыр рәпатая кўншємиӆӑс. Щимӑщ хӑрщи нєӊа aӊкаӊкєм нәмӆєм. Щӑӆта ая вәӆум мӑрєм эвӑӆт нумӑса питыйӆ, вўӆєӊ әхӆуп вән анасӑт мyӆтӑхия иса щи и пийн мӑнӆӑт. Ӛхӑт вәна вмєм пийн уша йис. Щит хуты aӊщащєм Сәрханӆ вош вәнта хўӆ, вўӆы, кўрӑӊ вой нюхи па арсыр вой сух тәтьӆяс. Июхӆы вўӆєӊ әхӆы анасӑт ӆaнт, сaккар па суӆ тәӆӑт. Щӑӆта авиет рўтьщуптӑты хӑра юхӑттэвн пyлӑӊ сaккар, мис вуй па вән калащ пиӆа шай яньщӆўв. Щи вєрӑт нәмӑӆмӑтємн ин па сєма питӆ, муй иты хӑр рaтэвн шай пўтэв кавӑрӆ. Анӑс хоптыӆўв ӆант хирман ӆоӆьӆӑт, пурсахтӑӆӑт па рўтьщӑӆӑт.
Па и вєр ма нәмӆєм, мӑнєма вет оӆ вәс. Aӊкаӊкєм хуща вәнт кәртӑн хӑйсаюм. Ӆўв аӆӑӊ хәняӆн нух киӆ, кәрӆ ӑӆӆӑӆэ па тўт имие путӑр сый сащӆ. Щи кўтн камн ов хӑрийн сотӑӊ тащ ӆӑрийӆ, кўр щимрӑӊ сыеӆ пӑӆа питӆ. Ин мa вәна пєлӑка йисум Сәрханӆ вош эвӑӆт ихӆы сєма питум мўвєма Тәрум юханєма касӑӆсум.
Ин тӑмхӑтӆ Людмила Егоровна вәнт кәртӑн эвеӊаӆ ащи Виктор Иванович Добрынин пиӆа вәӆ. Ӆын хущана ванкўтӆы няврємӆаӆ, хиӆыӆаӆ па рәтнаӆаӆ юхтыйӆӆӑт. Ӆўв кәртӑӆа няврємӑт рўтьщӑты юхтыйӆӆӑт. Щив юхӑтты айӆат ёх хӑнты щирн вәӆты хyщӆӑӆэ. Рәт ясӑӊ вәнӆтӑӆӑт. Ай ёх сӑк кӑрӑтӆӑт, ёнтӑсӆӑт.
Щи тумпи Кечимов ёх, Молтан ёх каркам эви юкан община ар оӆ тӑйс. Щӑӆта ӆўв яӊ муӆтас оӆ мӑр «Югра ӆыӆӊуптӑты» тӑхийн Сәрханӆ мўв эвӑӆт кәща ӆӑӊкӑр нєӊа вәс.
Ешӑк Людмила Егоровна! Нӑӊ сєма питум хӑтӆэна ӆӑӊхаӆўв лупты: «Уяӊа, пищӑӊа ар оӆ нӑӊ икиен, няврємӆан па хиӆыӆан пиӆа вәӆа! Єнмум мўвиенӑн еӆӆы шәшты ӛрӑн ат мӑӆыйн! Касум мўв Най именӑн ӆавӑӆман ат тӑйӆайн! Хўв йис, хўв нәпӑт, вещкат нумсуп хӑннєхуятэв!»
Ведёт традиционный образ жизни
Общественница, лидер сургутских ханты Людмила Егоровна Добрынина, в девичестве Кечимова, происходит из древних хантыйских родов сургутских и казымских ханты. Отец – Егор Павлович Кечимов – оленевод, рыбак и охотник. Мать – Софья Сергеевна – представительница рода Молдановых переехала на реку Тром-Аган во времена репрессии 1930-х годов, род стал именоваться как Мултановы.
Людмила окончила школу в городе Сургуте. Затем наша героиня получила специальность библиотекаря в городе Тобольске в культпросветучилище. Получив специальность, в 1982 году по направлению попала на работу в посёлок Песчаный Сургутского района. Здесь она встретила свою судьбу Виктора Ивановича Добрынина. Молодая семья Добрыниных переехали в город Сургут. Людмила Егоровна много лет проработала в городской библиотеке города Сургута. Однажды общественница Ольга Ивановна Щербакова пригласила её работать в сферу сохранения культуры коренных народов Севера. Так, в возрасте 42 лет она получила высшее образование в Российской государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, по специальности «Культурология». Проработала в Сургутском колледже русской культуры им. А.С. Знаменского до выхода на пенсию. Рассказывала учащимся учреждения о самобытной культуре коренных народов Севера.
Людмила Егоровна Добрынина вспоминает о своём детстве:
– Моя мама Софья Сергеевна Мултанова работала в городе Сургуте и по Сургутскому району бухгалтером. Среди коренных народов она считалась грамотной. Трижды избиралась районным депутатом от коренного населения. В летнее время зарплату охотникам и рыбакам доставляла на лодке-обласе, а зимой на оленьих нартах. Сама ездила на упряжке и лодке. С детства помню огромные оленьи обозы – это мой дед возил в город Сургут оленину, дичь и пушнину, а обратно в нарты грузились мешками соль, мука и другие товары первой необходимости.
Также с детства помню, как моя бабушка рано утром встанет, натопит печь-буржуйку и «разговаривает» с огнём.
Людмила Егоровна Добрынина более десяти лет возглавляла городское отделение общественной организации «Спасение Югры» в городе Сургуте. Это был период становления и возрождения общественного движения обско-угорских народов, она являлась не только общественным лидером, но и духовным.
Хочу отметить, Людмила Добрынина сегодня живёт вблизи города Сургута на своих родовых угодьях и ведёт традиционный образ жизни народа ханты.
Ульяна ДАНИЛО