- Хантыйский
- Русский
Шугур вош няврємӑт вәнӆтӑӆ
Кондинской мўвн Шугур вош Юконда юхан пўӊӑӆн вәӆ. Тӑм вошн 1956-мит оӆн оӆӑӊ классӑтн вәнӆтыйӆты няврємӑт кєша ӑшкола па интернат пўншса. Ӛхӑт 1973-мит оӆн тӑта вән ӑшкола вєрса. Щи оӆӑтн тӑта итәх няврємӑт аӆӑӊая вәнӆтыйӆсӑт па тәх эвет, пухӑт хӑтӆ кўтупн ӑшколая ӊхсӑт. Иса 170 айӆат ёх Шугур вошн вәнӆтыйӆсӑт. Щӑӆта интернат хотн 40 няврєм вәс, 1980-мит оӆн щи хот лӑп тәхӑрса.
Вантэ, йистєӆн тӑм мўвн вухаӆь мир вәӆӆӑт. Щи пӑта 1996-мит оӆн Шугур вош ӑшкола йис маньщи ёх вәӆупсы уша вєрты щира ӆэщӑтса. Тӑта ӆыв ӆўӊӑн ай хуятӑт рўтьщӑты «Няврамыт павыл» тӑхи пўншсӑт. Айӆат ёх ӆўӊӑн рўтьщӑтэӆн рәт ясӑӊ вәнӆтӑӆӑт. Эвет сӑк кӑрӑтӆӑт па арсыр хӑншет, хә няврємӑт вой-хўӆ веӆпӑсӆӑты вєрӑт уша вєрӆӑт. Ай тёпиет тӑта әхӑӆ шәпа навӑрӆӑт, ӛхӑӆ эвӑӆт ювтӑтьӆяӆӑт, ай ӆаюм тӑхӆӑт па увӑс мир щирн ӛращӆӑт.
Рәт ясӑӊ ма уша вєрты пищ ӑнтәм ванӑн тәса вухаӆь путӑр вәты хӑннєхә ӑнтәм ки, Шугур вошн ар оӆ мӑр Валентина Ильинична Вахрушева ай пушхиет вәнӆтӑӆ. Ин ӑшколайн ай ёх вухаӆь ясӑңа вәнтуман ӆўв 33 о мӑр рәпит. Тӑм хӑннєхуятэв ая вәӆмаӆ тєӆн няврєм вәнӆтӑты ӆӑӊхас. Вантэ, ӆўв ясӊӑӆ эвӑӆт уша йис, катра ай эвиева вәӆмаӆн ӆәйӊӆаӆ пиӆа ха ӑктӑщӆӑт па юнтты пиньщӑӆӑт. Ӆәйӊӆа омсӑӆӑэ па щи вәнтӑэ, ванкўты щиты юнтыӆӑс. Имуӆтыйн ӑшколайӆ етшуптӑсӆэ, щӑӆта вән нєпека вәнӆтыӆӑс. Ӛхӑт 2002-мит оӆн Санкт-Петербург вошн эвет, пухӑт вәнӆтӑты нєӊа А.И. Герцен нємпи университетн йис.
Ӆўв кашӑӊ ай тёпие пиӆа айӆта па м нумӑсн путӑрӆ. Рәт ясӑӊа эвет, пухӑт хущӆ. Ӆыв пиӆаӆа арсыр кӑсупсэтн кӑсӆ. Валентина Ильинична Вахрушева няврємӑт вухаӆь ясӑӊ вәнӆтӑты вєр оӆӑӊӑн тӑмиты лупӑс:
– Шугур вош ӑшколайн няврємӑт рәт ясӊеӆ факультативной щирн вәнӆтӑты питсэӆ. Ин вухаӆь ясӑӊ ӑшколайн нємасыя ӑн вәнӆтӑӆы. Щи щирн тәп вєра ясӑӊ вәты ӆӑӊхаӆты айӆат ёх юхтыйӆӆӑт. Ма нәмӑстємн, рәт ясӑӊ вәты мосӆ. Щӑӆта 2019-мит оӆн ма веӆщи ӑшколая юхтум ай ёх вәнӆтӑты вўянтсум. Ин иса ӆывты ёша-кўра вантыйӆман тӑйӆӑӆам. Вантэ, кашӑӊ ай эвие, пухие ӑшколая нюр м нумӑсн юхӑтӆ, тәп еӆӆы мўӊева хошты мосӆ щи хӑннєхә тәса вәнӆтӑты. Ма ӆывеӆа йис вухаӆь мир вәӆупсы оӆӑӊӑн путӑртӆум. Мўӊ ха йис моньщӑт-арӑт уша вєрӆўв. Ванкўтӆы ӆыв пиӆаӆа ар вўрн юнтӆум. ха вәнтӑн шәшийӆӆўв, арсыр лыпӑт-турӑн уша вєрӆўв.
Ар пўш няврємӑт вәнӆтӑты ёх оӆӑӊӑн хӑнштєм эвӑӆт уша йис, ӆыв хуӆыева рәт ясӊӑтн эвет, пухӑт кєша киникайт ӆэщӑтӆӑт. Тӑм вухаӆь имие В. Вахрушева ищи маньщи ясӑӊӑн ӑшкола няврємӑт пӑта киникайт хӑншты нётӆ. Нын щи вәӆӑн, катра хўв йисн хуӆыева шуши мир пушхиет рәт ясӊеӆ ма тӑйсэӆ. Ин нюр па щира питсўв. Ай няврємиет иса рўщ ясӑӊӑн путӑртӆӑт. Ӆывты рәт щирн путӑртты вәнӆтӑты ӆавӑрта йис.
Ӆӑӊхаӆум лупты, Валентина Ильинична няврємӑт вәнӆтӑтаӆ тумпи арсыр мирхотӑта ӊхӑӆ па щӑта рәт ясӊӑт оӆӑӊӑн ай павӑтӆ. Тӑм ванӑн 2019-мит оӆн ван хӑтӆуп тыӆӑщн Франция мўвн Париж вошн арсыр мир рәт ясӊӑт еӆӆы тәты вєрӑт әхтыйн вән мирхота ӑктӑщийӆсӑт. Тӑм вәйтантупсыя арсыр хӑннєхә юхтыӆӑс. Шугур вош эвӑӆт каркам ими В. Вахрушева ищи тӑм вән вәйтантупсыя ӊхӑс. Щи оӆӑӊӑн ӆўв тӑмиты лупӑс:
– Тӑм вән мирхотн ар мосты вєр кашӑӊ хӑннєхә рәт ясӑӊ оӆӑӊӑн путӑртӑс. Мўӊева па мсыева ай хуятӆўв вухаӆь ясӑӊ вәнӆтӑты хущты мосӆ. Кашӑӊ хӑннєхәя мосӆ юӆн рәт ясӑӊӑн путӑртты. Ин хотӑнӑн вухаӆь ясӊӑн питӆ вәӆты ки, щирн нын тәп ясӊӑн ӑн тӑруптӑӆӑн.
Мудрость предков, которая заложена в родном языке
На кондинской земле у таежной речки Юконда расположен посёлок Шугур. В 1956 году здесь состоялось открытие малокомплектной начальной школы и интерната. В 1973 году начала работать восьмилетняя Шугурская национальная школа и интернат. Обучение проходило в две смены. В те годы в школе обучалось 170 учащихся, в интернате проживало около 40 детей.
Издревле на Кондинской территории проживают манси. Для изучения культуры древнего народа с 1996 года школа является окружной экспериментальной площадкой. Тема эксперимента «Возрождение культуры и традиционных видов хозяйственной деятельности кондинских манси». Закрепление теоретических знаний, выработка необходимых практических навыков осуществляется в Детском этно-оздоровительном лагере «Няврамыт павыл» («Детская деревня»), где дети отдыхают в каникулярное время. Девочки вышивают бисером, изготавливают изделия из меха, кожи и готовят блюда национальной кухни. Мальчишки изучают охотоведение, рыболовство и национальные виды спорта. Основной идеей эксперимента является сохранение древних традиций, воспитание детей в духе преемственности поколений. В сохранении культуры самое важное – знание родного языка. В Шугурской средней школе мансийскому языку ребят много лет обучает Валентина Ильинична Вахрушева. Преподавание родного языка – осознанный выбор, дело всей жизни. Цель педагогической деятельности – создание необходимых предпосылок и комплекса условий для развития национального образования посредством приобщения к этнокультурным традициям, духовным ценностям своего народа. На своих занятиях Валентина Ильинична призывает учащихся вернуться к лучшим традициям народа манси, к его вековым корням, питавшим множество поколений, которые берегли и умножали древо мудрости, добра, любви мансийского народа. Валентина Ильинична Вахрушева работает в Шугурской школе 32 года. Преподавая мансийский язык и литературу, педагог воспитывает в детях любовь к родному языку, фольклору, уважительное отношение к культуре и истории своего народа. В течение многих лет её ученики участвуют в различных конференциях, пишут исследовательские работы, но особое место занимают олимпиады по родному языку.
Валентина Ильинична рассказала о преподавании мансийского языка:
– На сегодняшний день в Шугурской школе мансийский язык преподается факультативно. В условиях современности, к сожалению, многие родители считают изучение родного языка пустой тратой времени. Мы же считаем, что это идёт только во благо ученику. Он не только развивает свои способности, но и учится той мудрости предков, которая заложена в языке. В 2019 учебном году я взяла классное руководство в первом классе.
Хочу отметить, ученики Валентины Ильиничны являются неоднократными победителями и призёрами муниципального и регионального этапа Всероссийской Олимпиады по родному языку. И это благодаря знаниям педагога, её тактичности, заинтересованности в успехе каждого ученика. Будучи творческим человеком, она и своих учеников «заряжает» этим удивительным качеством, помогает раскрыть свои таланты, проявлять индивидуальность, развивать не только творческие, но и духовно-нравственные качества наших детей.
Валентина Ильинична может найти индивидуальный подход к ребёнку, а также к их родителям, уважает каждого ученика, как личность.
Хочется сказать ей огромное спасибо за её нелегкий труд и поблагодарить за терпение, выдержку, тактичность и чуткость в работе с учащимися.
Ульяна ДАНИЛО