- Хантыйский
- Русский
Йис пурмӑсӑт шавиты хотн рәпит
Ёмвош районӑн Кышик воша яңхмємн ӑшкола хотн йис пурмӑсӑт тӑйты тӑхия яңхсум. Щӑта кәща нєңа Светлана Васильевна Фатеева рәпит. ўв тӑм вошн ӑшколай етшуптӑсэ. Щӑта Тәпӑ вошн Д.И. Менделеев нємуп социально-педагогической академияйн вән нєпека вәнтыӆӑс. Щи юпийн ўв єнмум вошӑа Кышика июхы рәпитты юхтӑс.
Светлана Фатеева пиа ма ӑшкола йис пурмӑсӑт тӑйты хот йитн вәйтантсум. ўв путӑртсӑэ:
— Тӑм хот йит няврєм вәнтӑты нєңңӑн Елена Николаевна Спасенникова па Софья Андреевна Лазарева вєрсӑӊӑн. Щит 1989-мит о вәс, Елена Николаевна эвет, пухӑт хӑнты ясӑңа вәнтуман ӑшколайн рәпитӑс. ўв няврємӑта лупӑс: «Нын ӑңкиӑн, аңкаңкиӑн, щащиӑн тўнты эвӑт ёнтум пурмӑсӑт тӑйӑты ки, тўван. Питўв уша вєрты, муй вўрн хӑншӑң хинтӑт, воньщпӑт вєрийсайт, муйсӑр хӑншет щив щуртман вәӑт?».
Ӛхӑт няврємӑт, кәртӑң мир айтыева арсыр йис пурмӑсӑт тәты питсӑт. Имутыйн хӑнты ясӑң вәнтӑты хот йитн шєңк ар пурмӑс ӑкмӑс. Щирн нємасыя йис пурмӑс тӑйты щира атэт хот йит эщӑтса. Еы эвет, пухӑт вәнтум ими Софья Андреевна Лазарева ӑктум пурмӑсӑт ямсыева нух хӑншсӑэ, мӑта хуятн па хән вєрсайт. Щи тумпи няврємӑт пиа вуаң ая Кышик вош эвӑт мӑнум ёх оӑңӑн айке ӑкӑтсӑт. Ин аь пурайн рәпитум хуятӑт оӑңӑн хӑншӑт. Щиты яха эвет па пухӑт пиа вән рәпата вєрсӑт. Йипа єнумты нартуп ёха щи авӑрт оӑт нәмман тӑйты мос. Вантэ, кашӑң няврєм вуаң ая яңхум мир оӑңӑн хӑнштан, Советской лащ, Кышик вош история уша вєр.
Мосум мўв ӑшколайн йис пурмӑсӑт шавиты хотн ар әмӑщ пурмӑс вә. Светлана Фатеева кашӑң пурмӑс оӑңӑн ямсыева путӑртӑс:
— Мўң хә ёх утӑт и пєлӑкн тӑйӑўв. Ими пурмӑсӑт атэт тӑхия пунман вәӑт. Хӑнты нєңӑт яма хошсӑт ёнтӑсты. Тӑта ар тўтщӑң хир, намтӑт. Щӑта вантан, тӑм намӑт Мўщӑң ёхӑн вән щащи Татьяна Афанасьевна Лозямова ёнтӑс. Кимӑт намӑт ўв мень Татьяна Ивановна Лозямова вєрӑс. Хәмит намӑт Мўщӑң ёхӑн вән щащи ай хинєңе Людмила Владимировна ёнтӑс. Щиты и хоттє ёх хәум нартуп хӑннєхә ёнтум пурмӑсӑт мўң тӑйўв. Шуши мир оӑңӑн путӑртыйн тӑм утӑт вєра нётӑт. Мос лупты, Людмила Владимировна тӑм намтӑ апӑт оа ювман ёнтсӑэ. Тӑтаса уша йис, хӑнты мир семьяйн эвет сыры ёнтӑсты вәнтӑыйт. Ай эвета йинтуп ня, вет о кємн мӑы. ыв айтыева сӑк кӑрӑтӑт.
Ӑшкола няврємўва мєт әмӑщ хӑнты мир арсыр юнтты утӑт ванты па щитӑтн юнтты. Тӑта мўң щоӑт, вет ов тынуп юх, яртъяң юхуп юнтупсы тӑйўв. Вещи вәнтыйты юхӑтты эвета, пухӑта шєңк әмӑщ щон юнтты. Вәншӑк пушхӑт вет ов тынуп юх юнт мосман тӑйэ. Пиы щон щит хуыева мўң юнтўв. Хә няврємӑта әмӑщ хў катӑты пурмӑсӑт вантты. Пән, әпӑх, хоуп, тухӑ па йис юх эвӑт вєрум няшӑт тӑйўв. Итәх пурайн мўң няврємўв пиа тӑта сӑк кӑрӑтўв. Яха уша вєрўв, муйсӑр нємӑт хӑншет тӑйӑт. Мєт шопӑң оӑң, кимӑт класс эвет па пухӑт сӑмӑңӑт сӑк кӑрӑтты. Щи тумпи камн мўң хӑнты мир кәрт музей хот па тӑйўв. Щӑта кӑт павӑрт хот вә. И хотэв тӑ хот йитэв па ўң хот. упас, нянь кәр вєрман вә. Шуши мир оӑңӑн путӑрттэвн мўң иса йис пурмӑсӑт шавиты хотн урок вєрӑнтўв.
Школьный музей села Кышика
Я побывала в школе посёлка Кышика Ханты-Мансийского района. Здесь создан музейный комплекс: музей под открытым небом и музей хантыйского быта.
Заведующей школьным музеем трудится Светлана Васильевна Фатеева. Она выпускница этой же школы. Окончив Тобольскую государственную социально-педагогическую академию имени Д.И. Менделеева, вернулась в родной посёлок. Светлана встретила нас с группой детишек в музейном кабинете. Она рассказала об истории создания музея:
– Инициатором создания школьного музея являются учителя Елена Николаевна Спасенникова и Софья Андреевна Лазарева. Елена Николаевна в те годы преподавала детям хантыйский язык и как-то попросила детишек для наглядного примера принести изделия из бересты, которые дома смастерили их родители, бабушки, дедушки. Дети сразу же начали приносить в школу изделия из бересты, меха и т.д. В кабинете родного языка накопилось довольно много ценных и редких вещей. Было принято решение при школе выделить отдельный кабинет для музея. Так у нас родился школьный кабинет музея. Далее музейным кабинетом занималась Софья Андреевна Лазарева. Она каждой вещи дала описание. Под руководством С. Лазаревой дети активно занимались сбором информации о ветеранах Великой Отечественной войны посёлка Кышика. Сегодня мы со школьниками продолжаем эту работу. Ребята собрали много информации о тружениках тыла, о тех, кто работал в военные годы на назымской земле. Мы с ребятами сделали альбом, посвящённый фронтовикам. Это достойная работа.
В школьном музее в женской половине представлены женские накосники, старинные хантыйские платья назымских ханты, мешочки для рукоделия из налимьей кожи, игольницы из оленьего меха и многое другое. Например, у нас в музее есть предметы, которые представлены тремя поколениями одной семьи. Вот игольница, сшитая бабушкой семейства Лозямовых – Татьяной Афанасьевной, а следующую игольницу смастерила её невестка Татьяна Ивановна Лозямова, но и третья работа выполнена внучкой и дочерью этих женщин Людмилой Владимировной Лозямовой. Эти работы – наглядный пример по декоративно-прикладному искусству. Здесь мы наблюдаем, как в семьях народа ханты приучали девочек к рукоделию. Людмила Владимировна эту игольницу сшила в семилетнем возрасте. Иголку девочкам доверяли с четырёх-пяти лет. Чаще всего маленькие мастерицы нанизывали на иголочку бисер.
Наши дети больше предпочитают проводить время у стенда «Игры и игрушки народа ханты». Здесь представлены: игра «Щол», «Вет лов тынуп юх» («Игра в палочку стоимостью в пять лошадей») и другие. Ребятам нравятся головоломки, это «Игра из девяти палочек» («Яртъянг юхуп юнтупсы»), которые нужно собрать так, чтобы они приняли форму кубика и при этом не рассыпались. «Игра в палочку стоимостью пять лошадей» («Вет лов тынуп юх»). Задача этой головоломки – перегнать кольца на другую сторону через центральный узел, не развязывая крайних узлов. В «Щол» играли на внимательность, на ловкость, на осторожность. Для маленьких детей игра заключалась в том, чтобы обнаружить, в какой части фигуры не хватает палочек. Младшие школьники с удовольствием обучаются счёту при помощи этой игры.
Также у нас хорошо представлены рыболовные снасти: гимга – приспособление для ловли рыбы, деревянные крюки, невод, сети. Я с детьми в музейном кабинете веду занятия по бисероплетению. Младшее звено школьников очень увлечено этим делом. Им нравится из разноцветного бисера плести разные поделки. Мы сейчас учимся плести хантыйские орнаменты. Кроме этого, к школе относится музей под открытым небом. Там представлены две избы – летняя и зимняя, имеются хозяйственные постройки, хлебная печь «Нянь кор». В музейном комплексе проводим уроки с ребятами на свежем воздухе. В избах имеются вещи внутреннего убранства жилища народов ханты.