- Хантыйский
- Русский
Рәт щирн тӑйты тӑхе оӑңӑн лупӑс
Мегион вошн «Хунзи» община тӑйты хӑнты ики Сергей Хунзи пиа вәйтантыйсум па путрємӑсум.
Мос лупты, хуты Сергей Иванович Хунзи Мелёксим ай кәртыенӑн орвош районӑн сєма питӑс, айтєн єнмӑс. Ӛхӑт Питор вошн ӑшкола етшуптӑс па па тӑхийн вәнтыӑс. Щӑта хоттє хуятӑңа ювма кємн Нижневартовск воша касӑс, хута ин тӑмхӑт вәнта вә.
Тӑм хә ясңӑт эвӑт уша йис, муй щирн вән вошн вәтӑ-хотӑ щирн Сергей Хунзи округев шуши мирӑт авӑты пӑта сыр-сыр вєрӑт сырыя иса эщӑтӑс. Ӛхӑтшӑк некоммерческой рәт щирн тӑйты хоттє ёхӑң «Хунзи» нємуп община эщӑтӑс па ин щӑта кәщая вә.
Ин община вєра оӑңӑн тӑмиты лупӑс, хуты ыв хущеа араттєн 25 хӑннєхә хӑншаньщман тӑйӑт. «Кашӑң ай муй вәншӑк хуят иса ўв юканӑа вєрты рәпата вєр. Ӑ ки омӑссўв, ән ин муйсӑр вєрэв пӑта вән вошӑң мирн сӑмӑңа па мосман тӑмхӑт вәнта тӑйсыюв?» – щиты Сергей Иванович нёхмӑс, хән ма ўве иньщӑсты питсєм. Щӑта рәт община кәща хә путӑртӑс, муй щирн шуши мирӑт вепӑсӑт эвӑт ыв кашӑң пурайн хў вепӑсӑты вєрӑта катӑсыйман вәӑт. Щи тумпийн ыв рәт ёха хӑнты мирев йис вєрӑт, арӑт, якӑт, моньщӑт па сыр-сыр әмӑщ путрупсэт шуши ёхўв емӑңхӑтӑт пурайн арсыр якты-ариты хотӑтн вантӑӑт.
Кашӑң о мӑр ыв ямсыева рәт мире эвӑт яма вәйтты хӑннєхуятӑт ияха ӑкӑтӑт. Щи ёха арсыр вантупсэт муй вәйтантупсэт эщӑтты пурайн иса ывеа вєритты кємен нётумӑт.
Щӑта ма иньщмӑсєм Сергей Иванович, муты тӑхи эвӑт общинае вухн нёты. ўв па тӑмӑщ айке вєрӑс, мӑтты ыв кашӑң пўш тащӑңа вәты арсыр мирӑт хӑннєхуятӑт кӑншӑт, мӑта ёх муй вєритӑт, щимӑщ унтас ывеа тәӑт. «Имуты ишӑн общинаева шєңк яма Нижневартовск вән вошевн ин тӑмхӑт вәнта вәты тащӑң хә Александр Анатольевич Фитерман ар щирн нётӑс. Щӑта вошӑң автобусной парк ПТП – 2 нємуп тӑхи кәща ӑңкӑр хәев. ўв унтасӑн мўң тӑйты машинайўв хуыева тўңщирӑңа йипатсыйт па нух эщӑтсыйт. Щимӑщ ям па вещкат хӑннєхә арсыр тӑхийн иса икма. Итәх хуятӑт мўң шуши мирўв культура вєрӑт пєы шєңк сӑмӑңӑт па тәп щимӑщ ёх ищиты вошев хўватн кӑншты мос», – щиты тӑм хӑнты хә мӑнєма путӑртӑс.
Еы рәт община кәща лупӑс, хуты кашӑң о мӑр ыв иса хӑнты мирев арсыр емӑңхӑтӑт постӑӑт. «Вурңа хӑт» щит хўвн эщӑтты вўянтсӑт. Тӑта мосванӑн Нижневартовск вошн ыв «Вой веты хә» емӑңхӑтэ ищиты тўңщирӑңа пориӑсӑт. Щи пурайн рәт община хуята мӑтты ки шєңк хурамӑң якты-ариты хот арсыр вошӑң мирӑт епийн вєрсӑт. Щи тумпийн сыр-сыр хӑнты мир кӑсупсы щирӑт вантӑсӑт па щитӑт оӑңӑн айкеӑт эщӑтсӑт, хуты па муй щирн шуши хӑннєхуятӑт йис пураитн кӑссӑт.
Мєт юхи хӑщум кўтн Сергей Иванович лупӑс, муй щирн ўв ииме шєңк тәса па хурамӑңа вўы кєпӑт эвӑт буркайт ёнтӑ. Щи әмӑщ па хошум вейт тӑм йисн Нижневартовск муй па округев уватн вәты па вошӑтн арсыр мирӑтн шєңк яма әтыйт. Щӑта сыр-сыр тўтщаңӑт па хурамӑң ай пурмӑсыет ўв нєңӑ ищи тәса па ямсыева ёнтӑ. Шуши мир емӑңхӑтӑтн ўв ёнтум пурмӑса иса яма әтыйт.
Семейно-родовая община Сергея Хунзи
В прошлом году в Экоцентре города Мегиона проходил ежегодный Региональный фестиваль «Хатлые» («Солнышко»), который был посвящён возрождению нематериальной культуры восточных ханты. Среди участников праздника коренных малочисленных народов Севера были супруги Хунзи – носители и пропагандисты культуры народа ханты из Нижневартовска.
Отметим, что мой собеседник Сергей Иванович Хунзи родился в маленькой рыбацкой деревеньке Мелёксим, что ранее находилась недалеко от посёлка Питляра Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа. В этой деревне на берегу величавой реки Оби прошло его детство. Затем он обучался в Питлярской школе-интернате, по окончания которой уехал из родных мест, чтобы найти себя в этой жизни.
Со временем он стал видным общественником города Нижневартовска и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, он всегда там, где проходят какие-то праздники коренных народов Севера, вместе со своей семьёй постоянно принимает непосредственное участие в них. Сергей Иванович является примером того, как надо любить родной язык, культуру, традиции и обычаи своего народа. Сейчас он стал председателем некоммерческой семейно-родовой общины «Хунзи». Из всех традиционных видов деятельности в их общине большое внимание уделяется рыболовству. Помимо этого, постоянно занимаются сохранением и дальнейшим развитием культуры народа ханты, привлекают всех своих земляков к проведению хантыйских праздников. По мнению Сергея Ивановича, многие горожане с огромным удовольствием приходят на традиционные мероприятия и по мере своих сил и возможностей всегда стараются оказать помощь в организации и проведении праздников. Находятся также и некоторые спонсоры, неравнодушные к нематериальной культуре коренных народов Севера. Одним из таких людей, по словам моего собеседника, является успешный бизнесмен из Нижневартовска Александр Анатольевич Фитерман. В своё время он оказал хорошую поддержку и помощь семейно-родовой общине «Хунзи». Городской автобусный парк ПТП-2 в лице заместителя директора тоже помог Сергею Ивановичу с ремонтом его рабочей «Газели» и автомашины «Жигули». Причём, вся эта помощь была оказана коллективом автопарка безвозмездно. Сам председатель семейно-родовой общины «Хунзи» всем людям, помогавшим ему встать на ноги, сегодня безмерно благодарен.
Беседуя о работе общины, Сергей Иванович рассказал, что немаловажную роль в её существования он отводит супруге Светлане Андреевне, которая всегда поддерживала его во всех делах. Кроме того, она прекрасно владеет всеми навыками и умениями традиционной выделки оленьих шкур, камусов, кроит и шьёт красивую орнаментированную одежду и тёплую меховую обувь. Светлана Андреевна постоянно шьёт из оленьих лап детские и взрослые бурки. У них часто бывает много индивидуальных заказов на меховую обувь. Даже в детской стоматологии, где она прежде работала, многие врачи носят тёплые оленьи бурки, сшитые заботливыми руками его супруги. Оленьи камусы они закупают на Ямале, сами же их оттуда привозят. Затем они вдвоём с супругой традиционным хантыйским способом начинают аккуратно выделывать лапы. Качество ручной выделки получается хорошим, кожа становится белой и настолько мягкой, что её запросто можно скатать в небольшой рулончик и плотно сжать в мужском кулаке. По мнению моего собеседника, выручка от продажи такой меховой обуви – это тоже неплохой материальный вклад в дальнейшее развитие их семейно-родовой общины. Ведь для того они и создавали её, чтобы сами могли иметь своё любимое дело, сохранять и пропагандировать культуру своего народа.
Заканчивая беседу, председатель семейно-родовой общины подчеркнул: «Подобные мероприятия, как фестиваль «Хатлые», обязательно необходимо проводить. Здесь можем встретиться с носителями языка, культуры, обрядов, традиций и обычаев коренных малочисленных народов Севера. Можем чему-то научиться, а также рассказать и передать наши знания молодым».