- Хантыйский
- Русский
Кӑӆтащ кәрт емӑӊхӑтӆ
Хәс мутас о Сўмӑтвош йис путрӑт, моньщӑт, арӑт ӑкӑтты тӑхийн каркам па путрӑң хӑнты имие Любовь Васильевна Кашлатова рәпит.
Кашӑң научной рәпатнек иты ўв ванкўты округ уваттыйн арсыр ўңтупсэта яңхӑ, ән ӑктӑщум мира эщӑтум путӑра вантӑты.
Тӑм ванӑн ўв ищиты Ёмвоша «Торум Маа» йис пурмӑсӑт шавиман тӑйты хота юхтыӑс па «Хутңа па ям вәум вєрты» («Проводы лебедя») нємпи вєр оӑңӑн айке тәс.
Любовь Васильевна щиты ясңӑ оңитсӑэ:
— Тӑм ванӑн ма интернетн әмӑщ путӑр вәйтсум, мӑтты, «Хутңа па ям вәум вєрты» нємпи вєр «Вурңа хӑт» иты емӑңхӑта айы па постӑы. Щит ювра путӑр. Щиты путӑртты ӑн рӑх, вантэ, кашӑң мўвн, кашӑң рәт ёх ыв юкан емӑң тӑхи тӑйӑт. «Хутңа па ям вәум вєрты» емӑң вєр тәп мўң Кӑӆтащ кәртӑң ёхўв пӑты вәя. Щит пӑты ӆэваса хӑннєхәя щив мӑнты ан рӑх. Интернетн па хӑншман, хуты ӑнтә тәп «Вурңа хӑт» постӑы, «Хутңа па ям вәум вєрты» нємпи вєр ищипа емӑңхӑт.
Ма щит яма ўңӑтсєм, щӑта нумса юхӑтсум щи оӑңӑн мєт яма уша вєрты па нўх хӑншты мос. Вантэ, мос, ән иса мир тӑм емӑң вєр оӑңӑн тәса нумса ат пунсӑт. Сырыя ма архивной па полевой нєпекӑт кӑншсум, яма нўх ўңӑтсӑам. Щӑта уша вєрсєм, хуты мўң Кӑӆтащ ими ӑңкев хутӑң хурасупн яңхӑ па емӑң тӑхи тӑй. Щи емӑң тӑхи Кӑтащ кәртӑн вә, хута сырыя мўң опращ ёхўв, аңкаңкиўв, ащиўв вәсӑт. ыв кашӑң товийн, хән хутңӑт морты мўв эвӑт юхӑтсӑт, щӑта ёхта пӑсан вєрӑнтсӑт. Сўсн па хән хутңӑта юхы мӑнты пурая йи — мӑнты пӑсан вєрӑнтсӑт. Щи мӑнты-ёхта пӑсанӑн йир вєрӑнтсӑт. Щӑта щӑрты ёх ясӑң вўйясӑт па лупийсӑт: «Сорни ӑңкев щи юхтӑс. Мўң пиэва тӑта омӑсты пит». Щи юпийн Кӑӆтащ ими ӑңкев хутӑң хурасупн мӑнта епийн рәт ёхўва луп: «Нын яма хӑщаты, ма па еы мӑнум. Тӑта вәты ёх яма ат вә».
Щит пӑты тӑм емӑңхӑт тәп щи ёхўв вєрсӑт, хуйтӑт тӑта вәсӑт. Икет яңхсӑт емӑң тӑхия, имет па юн омӑссӑт.
Интӑм Кӑӆтащ кәртэвн нємхуят ӑнтәм, пурмӑсўв иса нух хирсайт. Щит пӑты мўң емӑң ӆупас Муликәртӑн омӑссўв. Интӑм мўң рәтўв кашӑң о щив поры вєрты яңхӑт. Муликәртӑн щикўш ёхўв вәӑт, ыв ищи поры вєрӑнтӑт, тәп йир такы. Щи оӑңӑн ма лупты вўтщӑсум, ән тыв юхтум мойң ёх ыпия ат питӑс, хуты «Хутңа па ям вәум вєрты» нємпи вєр — щи емӑң хӑт тәп мўң пӑтэва.
Л.В. Кашлатова пиа путӑртӑс Ирина Самсонова
«Проводы лебедя»
Более двадцати лет руководителем Берёзовского филиала Фольклорного центра Обско-угорского института прикладных исследований и разработок является представительница двух народов ханты и манси Любовь Васильевна Кашлатова (Ендырева). Как и полагается научному сотруднику, Любовь Васильевна является постоянной участницей различных районных, окружных, региональных, всероссийских научно-практических конференций, семинаров-практикумов и других научных площадок.
На одной из конференций, организованной работниками Этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» Любовь Васильевна поделилась своими мыслями о сакральном обряде, называемом «Проводы лебедя»:
– Поводом для выступления с докладом послужила статья в интернете, рассказывающая о том, что «Проводы лебедя» – это праздник, равнозначный Вороньему дню. Эта информация меня очень удивила, так как знаю с детства, что «Проводы лебедя» – это не праздник, а ритуальное действие, которое проводят только хранители священного места богини Калтащ Ими в деревне Калтасьянах.
Для большей уверенности и подтверждения воспоминаний из детства, Любовь Кашлатова обратилась к архивным документам и полевым материалам, рассказывающим о данном ритуале.
Поскольку одним из орнитоморфных образов богини Калтащ Ими является лебедь, хозяева-хранители деревни Калтасьяны каждую весну проводили обряд, называемый «Встречей лебедя», а осенью устраивали ритуальное действие под названием «Проводы лебедя». Каждый обряд сопровождался жертвоприношением животного, которое проводили мужчины, женщины в этот момент находились дома.
Любовь Кашлатова уверена, «Проводы лебедя» является священным ритуальным обрядом жителей деревни Калтасьяны, и это действие, ни в коем случае нельзя сравнивать с традиционным праздником обских угров «Вороний день». Очень важно, чтобы люди правильно трактовали и понимали то или иное действо коренных жителей Югры.
«Сегодня в деревне Калтасьяны никто не проживает, поэтому мы – продолжатели рода – установили священный лабаз в деревне Мулигорте, это тоже святое место наших предков.
Мы ежегодно проводим там обряд поклонения духам-покровителям нашего рода.
С Кашлатовой Л.В. беседовала Ирина Самсонова