- Хантыйский
- Русский
Виктор Отшамов — Ямал мўв рәпата щирн вуӆаӊ хә
Ипўш мўң редакцияева и хӑнты хә мойңа уңтыӑс — щит Виктор Степанович Отшамов. ўв Тэк кәртӑн сєма питум хә, тәп иса вәупсэ хўват Ямал мўв Йиуп Уренгой вошн вә па рәпит.
ўв щиты путрӑ оңитсӑэ:
— Ма 1957-мит он Йиуп Тэк кәртӑн сєма питсум, щит ма сєма питум пураем епийн ня о юхы тывӑс. Сыры Катра Тэк, Кўтуп Тэк кәртңӑн вәсңӑн, ӛхӑт Йиуп Тэк кәрт тывӑс. Ин щи кәрт ӑ Тэк кәрта аьщӑы.
Мўң семьяевн 12 няврєм вәс. Ащєм Степан Филиппович Отшамов — Вуаң Отечественной аьн аясум хә, ӑңкєм Елена Васильевна, эви опращ нєм Новьюхова вәс.
Ма Ас потты тыӑщн сєма питсум, щирн рӑх лупты, хуты ма нив он ӑшколая мӑнсум. Тэкн ня класс етшуптумєм юпийн 7 класс вәнты Устрём кәртӑн интернатн вәсум па вәнтыйсум. Щӑта 1974-мит он Тэк кәртӑн йиуп ӑшкола пўншсы, мўң классэв щӑта оӑң 8-мит класс етшуптӑс. Щӑта и о Сўмӑтвошн вәнтыйсум, интернатн шєңк ар няврєм вәс, и хот йитн 15 хуят, щирн мўң Светлой кәрта китсыюв, щӑта вещи йиуп интернат хот омӑссы. Тӑта ма яң класс етшуптӑсум. Ма хуна яма нәмєм, хуты ӑшколайн ухн хӑтӑтьясум. Катра хӑннєхуятӑт кәртӑт кўтн ухн яңхсӑт, щиты «Пуңавӑт — Сўмӑтвош» мир ищи хӑтӑтьясӑт. 2004-мит он юхи хӑщум пўш ищиты увӑс пєлӑк эвӑт Сўмӑтвоша мир юхтыӑс. Ма щи пурайн Юхтан кәрт хуща ухӑң мир авӑсум.
Щӑта ӑшкола юпийн ма Забайкалье хуща армияйн служитсум, ипуяң щӑта «Каменщик-печник» вєра вәнтыйсум. Щи пурайн мўң щӑта машинайт яңхты кев ӛш хўват рўтьщӑты-єты хотӑт, Читинской область Улётовской район хуща вокзал хот омӑссўв, машинайт яңхты кев ӛш вєрсўв.
1978-мит он Виктор рәт Тэк кәртӑа кєрӑс. Щи пурайн щӑта колхоз па вўэт авӑты тӑхи лӑп тәхӑрсыйңӑн. «Яма нәмєм, 4-мит классӑн вәнтыймємн кәртэвн кӑт тащн кӑт щурӑс вўы вәс. Ӛхӑт и тӑщ Саранпауль кәрта китсы, ит — нух хурсы. 1975-мит он ўңӑн Кева 800 вўы авӑты тәсы, сўсн юхы 600 вўы юхтӑс, щит арат вўы нух хурсы. Щи тумпи вухсар єнмӑты тӑхи лӑп тәхӑрсы. Щи вух унтасн кӑт «Ярославец» тўтӑң хоп әтсы. Щи пурайн Белоярской вош омӑссы, щирн щи тўтӑң хопңӑнӑн мосты утӑт щи вош вәнты тәсыйт».
Виктор уша вєрӑс, Тэкн рәпата ӑнтәм, щирн ўв Свердловск воша мӑнӑс. Щӑта ня тыӑщ машиниста-экскаваторщика вәнтыӑс. Еы щиты лупӑс: «Вән кєр тыӑщ 12-митн 1980-мит он ма Хасырей нємпи станция эвӑт ухн Йиуп Уренгой воша юхӑтсум па тӑта экскаваторщика рәпитты оңитсум». Щи пурайн БАМ хуща рәпата сухнӑс, щирн щи мўв эвӑт арсыр рәпатнекӑт Ямал мўва рәпитты юхӑтсӑт. Мєт сыры Карачаево станция эвӑт Норильск вош вәнты ващ карты ӛш таты мосӑс, тәп советской лащ лакки рохнеман пурайн щиты ӑн вєрсы. Щӑта тӑм ващ карты ӛш Пуңавӑт вош хуща вєрсы. «Уренгойдорстрой» нємпи тӑхи щи карты ӛш пўңӑн машинайт яңхты кев ӛш тасы. Щирн тыв арсыр машинайт тәсыйт. В.С. Отшамов экскаваторӑн рәпитӑс. ўв ясңӑ щирн, щи пурайн ям машинайт щӑта рәпитсӑт, ыв тарум ищкийн — 50 градус пурайн рәпитты вєритсӑт. Катра тӑм авӑрт рәпата пӑты рәпатнекӑт нємасыя єтутн мӑсыйт, ин щимӑщ вєр ӑнтәм.
2011-мит о вәнты В.С. Отшамов асфальтной завод хуща рәпитӑс, Надым вош эвӑт Пуңавӑт вош вәнты машинайт яңхты ӛш вєрӑс, тӑм 2018-мит он щи ӛш хўват машинайт яңхты оңитӑт. Ин кӑт нурӑ вєрсы, и хўват карты ӛш, кимит хўват машинайт яңхӑт.
Ин щи ващ карты ӛш — щит Ямал мўв музей, щи ӛш пўңӑн хотӑт, вән йиңки пәщкайт оьӑт. Щи карты ӛш пўңӑн 500 мєтра вўшн машинайт яңхты ӛш вєрсы. Тӑм тӑхийн ар мӑӑң вә, щӑта сэй вўы.
Виктор Степанович Отшамов Ямбург вош вәнты карты ӛш, щӑта щи вошн тухӑң хопӑт омӑсты хот вєрӑс.
Щи арат о вещката рәпитма пӑты В.С. Отшамов 2011-мит он «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа» нємн мӑсы, 2012-мит он пенсияя мӑнӑс. Ин Виктор Отшамов «Переселение» нємпи поступсы щирн Тюмень вошн йиуп хот авӑӑ.
Виктор Отшамов – ветеран труда Ямало-Ненецкого автономного округа
Однажды у нас в редакции был гость – Виктор Степанович Отшамов – уроженец посёлка Теги Берёзовского района, но который всю свою жизнь проработал и живёт в городе Новом Уренгое Ямало-Ненецкого автономного округа.
Вот как он рассказывает о себе:
– Родился я в 1957 году в посёлке, который в народе называют Новые Теги, он образовался как раз четыре года до моего рождения. До этого были Древние Теги, Средние Теги и нынешний посёлок, который тогда называли Новые Теги, а сейчас просто – Теги.
Нас у родителей было 12 детей. Отца звали Степан Филиппович Отшамов, он был участником Великой Отечественной войны. Мама Елена Васильевна, в девичестве была Новьюховой.
Поскольку я – родился в ноябре, то меня долго не брали в школу, в итоге я пошёл чуть ли не в 8 лет. В Тегах я учился до четвертого класса, затем до 7 класса учился в посёлке Устрёме, там была школа-интернат. Затем в 1974 году в Тегах построили новую восьмилетнюю школу, первым выпуском которого был наш класс. Год учился в Берёзово, жил в интернате, который был переполнен, в комнатах жили по 15 человек, поэтому нас перевели в посёлок Светлый, здесь был организован интернат для детей-газовиков. Здесь я и окончил 10 классов. Что я запомнил из школьной жизни? Увлекался лыжами, раньше между посёлками организовывались лыжные переходы, самый длинный – это «Салехард – Берёзово». Я сам принимал участие в таких лыжных переходах между посёлками. В последний раз такой переход был организован в 2004 году, я тогда встречал лыжников в приграничной с Ямалом дедовской деревне Юхтангорте.
Затем была служба в армии, которую проходил в Забайкалье, здесь я получил профессию «Каменщик-печник». Мы строили дорожные пункты, в Улётовском районе Читинской области строили вокзал, там же начали прокладывать автодорогу.
По возвращении в родное село Теги в 1978 году Виктор застал развал колхоза и оленеводческого предприятия. «Помню, что когда я ещё учился в 4 классе, то в Тегах было два стада по тысячу голов оленей. Одно стадо передали в Саранпаульский оленеводческий колхоз, второе – пустили под нож. Помню, это было где-то в 1975 году, летом стадо в 800 голов ушло пастись на Урал, а осенью вернулось всего 600 оленей, которых всех пустили под нож. Кроме этого, закрыли звероферму, на которой выращивали чёрно-бурых лис. На эти деньги колхоз купил два катера «Ярославец», на которых возили груз до строящегося рабочего посёлка Белоярский».
Понимая, что никакой перспективы нет в родном посёлке, Виктор поехал в Свердловск, выучился на машиниста-экскаваторщика. Его трудовая деятельность началась 12 апреля 1980 года, когда он пришёл на лыжах со станции Хасырей в Новый Уренгой, здесь он начал работать экскаваторщиком. В то время закончился бамовский бум, поэтому бамовские колонны приехали осваивать Ямал. Должна была начаться прокладка железной дороги от станции Карачаево до Норильска, но всё это не было реализовано из-за развала страны. Затем эту сталинскую узкоколейную дорогу решили закольцевать с Салехардом. Сегодня узкоколейная дорога – это исторический объект Ямала, огороженный колючей проволокой. Вдоль дороги стоят избы, 500-литровые чаны, которые являются музейными экспонатами. В этом районе много озёр, из которых добывают песок. Вдоль этой железной дороги предприятие «Уренгойдорстрой» прокладывало автодорогу. Для этого тогда сюда свезли всю советскую технику. В.С. Отшамов начал работать на 652 экскаваторе. Техника, по славам моего собеседника, была выносливой, работала и в -50 градусов. После развала страны техника уже была японская, тоже хорошо работала в северных условиях. Раньше за вредные условия труда выдавалось спецпитание, сейчас этого уже нет.
До 2011 года В.С. Отшамов работал на асфальтном заводе, прокладывали автодорогу от Надыма до Салехарда, в этом 2018 году дорога должна быть сдана. Уже действует двойной мост через реку Надым, снизу идёт железная дорога, сверху – автодорога.
Виктор Степанович также принимал участие в прокладке железной дороги до Ямбурга, в строительстве в этом городе аэропорта.
За многолетний труд В.С. Отшамов в 2011 году получил звание «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа». В 2012 году ушёл на заслуженный отдых. Сейчас Виктор Степанович по программе «Переселение» ждёт квартиру в городе Тюмени.