- Хантыйский
- Русский
Ԯаӆь пура вєрӑт
Мӑнум оӆн Вуӆаӊ ӆаӆьн нух питум хӑтӆа 75-мит оӆ мӑӊхӑтӆ постӑсы. Муйсӑр вєрӑт Вуӆаӊ ӆаӆь пурайн вәсӑт, ӆаӆясум ёх па ӆыв рәта-щира ӆўӊтӑсты хӑннєхуятӑт араттєӆн путӑртсӑт па итәх хуятӑт щи путрӑт арсыр киникаита хӑншсӑт.
Сўмӑтвошн мӑнум оӆн киника єсӑӆсы, хута ӆаӆясум хӑнтэт па вухаӆят оӆӑӊӑн арсыр айкеӆӑт иха ӑкӑтсыйт. Итәх хӑннєхуятӑт ӆыв кўтэӆн пӑратсыйт, итәх хә ёх щи тарнӑӊ хӑрӑтн хуӆт пєӆы вәтшӑсыйт па тәп юхӆы пєӆы юхтум хуятӑт ӆаӆь пурайн вәӆум сыр-сыр вєрӑт оӆӑӊӑн муртӑӊ айкеӆӑт тәсӑт па рәт ёхӆаӆа щитӑт лупсӑт. Тӑмхӑтӆ мўӊ Вуӆаӊ ӆаӆя ӊхум ёх айкеӆӑт нынана хӑншӆўв. Шєӊк м вєр Сўмӑтвош район йис пурмӑсӑт шавиты хотн рәпитты ёхӆўв-нєӊӆўв ӆэщӑтсӑт па щимӑщ «Ар хә ёх Лєв юханэв па Ай Ас хўватн тарнӑӊ хӑра тәсыйт» киникаеӆ хӑншмеӆ па арсыр мирӑт ӆўӊӑтты щира щи єсӑӆмеӆ.
Муй щирн хә ёх ӆаӆьн вәсӑт, ӆаӆяссӑт па ӆыв ищиты ӆавӑӆсыйт
Василий Николаевич Вадичупов 1923-мит оӆн сєма питум хә Сангитур кәрт Сўмӑтвош район эвӑӆт ӆаӆя вохсы.
Мӑнты еӆпийн имеӆн вухаӆь рнасн мӑсы па партсы, ӆәӆн ӆўв щи рнасӆ иса ӆўв ӆєпӑӆн ат тӑйсӑӆэ. Щи унтасн, вантэ, Найн-Вәртӑн кашӑӊ па хон пєлӑк мўвӑтн мсыева ӆавӑӆты питӆы. Щӑӆта иимеӆ нёхмӑс: «Хән рнасэн катрая йиӆ па иса путӆӑӆ, нӑӊ ӆўвеӆ мўва аӆ вущке па муӆты єнумты х нўвӑт тая нух тӑхӑртэ, щи вўшн Найн-Вәртӑн ӆўв уша вєрӆы!»
Арсыр тӑхетн тӑм хә вәс па ӆаӆясӑс. Ар щирн мәшмӑӆтыйӆсы па ӛхӑт тохтур ики щиты ӆўвеӆа лупӑс:
- Хуты нӑӊ, аӆпа, рнасн сєма питсӑн па сємсай ӆәӊхӆӑнӑн иса шавиман па ӆавӑӆман тӑйсыйн!
Вуӆаӊ ӆаӆь сухнум пийн Василий Николаевич ар пўш сыр-сыр операцияйн тохтурӑтн вєрсы. Арсыр ай карты нёӆ шәпӑт ухӑӆ, ёшӑӆ па єӆӑӆ эвӑӆт нух таӆсыйт. И кўрӑӆ ищипа нух эвӑтсы па щи пийн веӆщи юхи юхтӑс па рәт мўвн еӆӆы ма вәс.
Кимит хӑннєхә оӆӑӊӑн па нынана хӑншты вўтьщӑӆум. Щит юрн хә Михаил Илларионович Немдазин. Ӆўв мӑтты ки 1878-мит оӆн сєма питум хәя вәӆмаӆ па шєӊк ма рўщ, сӑран, вухаӆь па ӆўв рәт мирӑӆ ясӊӑӆ вәйтсӑӆэ. Сырыя 1930-мит оӆӑтн Советской ӆащ пурайн хӑщщи кӑсна хота ӑн омӑссы па пӑратсы. Имуӆты хӑтӆӑтн ӆўв служитум ёхӆаӆ пиӆа немщӑтн кєрӑтман лӑп вўсыйт. Щи пӑта мосӑс уша вєрты, муй щирн фашистӑт кўтн вәӆман, мўӊ вўрты ёх армия хӑннєхуятӆўв хуща айӆтыева юхӑтты. Вантэ, пӑнӑн тӑйты пӑрщинӑӊ хирӑӆн Михаил Илларионович иса нюки вейӊӑн сопаса тӑймаӆ. Щитӑӆн ӆўв кәща хәйӆ хуща мӑнӑс па щиты лупӑс, хуты вейӊӑӆаӆ нух ӆәмӑтӆ па арсыр ӑӆ сух хойӆтӑӆӆэ па немщӑт кўтн тывеӆт-тухеӆт ӊхты вєритӆ па тўӊщирӑӊа артаӆӑты, муйкєм арат хӑннєхә иса ӆыв пўӊӆэӆн ванӑн вәӆ па муй щирн ӆыв кўтэӆн еӆ хунтаты рӑхӆ. Щи киньща пирщамум ики кәщаяӆн еӆ мӑнты ӑнт єсӑӆса. Ӆўв канӆа 40-кєм оӆ ӆувата питум айӆат хә китсы. Щи хӑннєхә ищи Саранпауль кәртые эвӑӆт вәӆмаӆ па мсыева рўщ ясӑӊӑн ӑн па хошмаӆ путӑртты. Щӑӆта ӆўв па арсыр ӑӆ сухӑт хойӆтӑс, нюки вейӊӑӆаӆ кўрӊӑӆаӆа ӆәмтӑс па немщӑт кўта щи мӑнӑс.
Ин хә фашистӑт эвӑӆт щера хӑт вухаӆь ясӑӊӑн иньщӑсты кєрӆӑс. Шєӊк сора немщӑтн мущатсы, кєрӑтман лӑп вўсы па кәща ёхӆаӆ хуща сора ванӆтӑсы. Тухеӆт шәшман ӆўв уша вєрӑс, муй арат хӑннєхә ӆыв хущеӆа вәӆ, муйкєм вән пушканӑт муйт тӑйӆӑт.
Щи киньща рўщ, английской, французской муй итальянской тулмащтӑты ёх иса ӆўв хущеӆа тәтьӆясыйт, ӆўв па тәп вухаӆь ясӑӊӑн ӆыв эвӑӆтэӆа щера хӑт иньщӑсӑс па ёшн ванӆтӑс, муй щирн тўт ӆўвеӆа шєӊк мосӆ. Щӑӆта немӑщ кәща хәеӆн па єсӑӆты партсы па щера х хушӑпн мӑнтӑӆ еӆпийн лукємӑсы. Щиты ӆўв ёхӆаӆ хущи тӑӆаӊтєӆн щи юхӑтмаӆ, фашистӑт оӆӑӊӑн айкеӆӑт тәса вєрмаӆ.
Щимӑщ вєрӑт мўӊ шуши мирӆўв хӑннєхуятӑт Вуӆаӊ ӆаӆьн щи вантсӑт.
Любовь Вынгилева хӑншум айкеӆӑт
хӑнты ясӑӊа тулмащтӑс: Владимир Енов
Истории, рассказанные фронтовиками, их родными и близкими
Во время Великой Отечественной войны с нашими фронтовиками происходили различные истории, которые мы в настоящее время можем узнать из их воспоминаний или из рассказов родственников и близких людей, находившихся или проживавших в последнее время с некоторыми из участников тех непростых военных лет и событий.
К 75-летнему юбилею Великой Победы в п.г.т. Берёзово была выпущена книга о фронтовиках из народов ханты и манси. Кто-то из них погиб на поле брани, кто-то вообще пропал без вести, но всё же вернувшиеся к себе домой фронтовики оставили своим детям и внукам некоторые истории или случаи из их военной жизни. И все эти небольшие рассказы мы сегодня берём из книги о ветеранах войны и тружениках тыла, выпущенной сотрудниками Берёзовского районного краеведческого музея. Она называется «Много наших мужчин по Сосьве, Оби под фронт железного войска увозят …».
Оберегами во время Великой Отечественной войны были разные вещи
Так случилось, что Василий Николаевич Вадичупов, 1923 года рождения, на фронт призывался из своей родной деревни Сангитур Берёзовского района. Когда он уходил на войну, жена дала ему с собой мансийскую национальную рубашку. Подавая её мужу, она сказала, чтобы он всегда носил её с собой, так как духи-покровители будут постоянно оберегать от случайной пули и его никогда не оставят добрые Най-Отыры. И также супруга посоветовала ему, что если рубашка станет старенькой и совсем износится, чтобы он не бросал её на землю, а повесил на молодые ветви какого-нибудь растущего дерева. И тогда духи-покровители и дальше будут беспокоиться о её муже.
И кто знает, если бы не рубашка, может быть, и не смог бы Василий Николаевич пережить всё, что с ним в дальнейшем произошло. Ведь не зря военный врач сказал ему, что тот родился в рубашке, и у него сильные ангелы-хранители. По окончании войны в течение трёх лет хирурги делали ему одну операцию за другой. Они вынимали осколки из его головы, руки и тела. И одну ногу всё-таки пришлось ампутировать. Но он вернулся домой к своей семье живым (Из воспоминаний его дочери Альбины Васильевны Поповой (Вадичуповой).
В стан врагов в национальной летней кожаной обуви «нюки веях»
Ненец, 1878 года рождения, Михаил Илларионович Немдазин хорошо владел русским, коми-зырянским, мансийским и, конечно, своим родным ненецким разговорными языками. Он ещё в 1930-х годах сумел пережить сталинские репрессии. И его чуть не расстреляли, как врага народа, но как-то обошлось.
Находясь на фронте, Михаил Илларионович попал вместе с другими бойцами в окружение. И тогда он со своим товарищем поделился назревшим планом, как умело разведать немецкие позиции, чтобы суметь выйти из вражеского кольца. Для этого Михаил Илларионович сам предложил переобуться в его национальную летнюю кожаную обувь из ровдуги – «веи», которые он всё время носил с собою в солдатском вещевом мешке. Кроме того, у него были старые изношенные мужские вещи, которые тоже бы пригодились для этого случая. Но командир не отпустил старого человека на рискованное задание, а подобрал для этого мужчину сорокалетнего возраста, который призывался из посёлка Саранпауля Берёзовского района. Этот боец сказал, что может пойти на разведку, потому что не знает русского языка, хотя, конечно, он немного понимал его, но говорить не умел. Бойцы быстро приодели своего товарища в старую рваную гражданскую одежду, обули его в национальную кожаную обувь, и он напрямую вышел к немцам. Те, конечно, его сразу же обступили со всех сторон и толчками повели в штаб к офицерам. А он время от времени спрашивал у них на мансийском языке спички и показывал, что ему надо бы прикурить трубку. По дороге боец сумел хорошо разглядеть их вооружение, расположение позиций, количество немецких солдат, а также всю вражескую технику, находившуюся поблизости. И каких только переводчиков тогда не приводили, среди них были: русские, англичане, французы, итальянцы. Боец ничего не понимал и постоянно просил спички на мансийском языке и показывал при этом, как зажигается огонь. Но и враги ничего от этого бойца не могли понять.
И тогда дали ему коробку спичек и отпустили на все четыре стороны. Так боец-манси произвёл разведку и вполне благополучно вернулся к своим боевым товарищам. Вскоре они сумели выйти из окружения врагов.
Вот такие не совсем обычные случаи происходили с северянами на фронте.
Статью подготовил Владимир Енов по материалам, предоставленным методистом отдела национальных культур и декоративно-прикладного творчества Берёзовского районного Дома культуры Любови Вынгилевой