- Хантыйский
- Русский
Ӆяксӑты вєр оӆӑӊӑн хӑншӑс
Хӑнты мир тарнӑӊ йисн вәнт вой вәнтыман, йиӊк хўӆ веӆпӑсӆуман па хорӑӊ тащӑт, войӊ тащӑт єнмӑӆман вәсӑт. Ин арӆ пєлӑк шуши мир вошӑтн вәӆты питсӑт. Хӑнты мир кўтн ар хуят мир лекщитман, няврємӑт вәнӆтуман па па арсыр тӑхетн рәпитӆӑт. Щи тумпи мўӊ ёхӆўв кўтн ар учёной хӑннєхә вәӆ.
Тӑм ванӑн ма хӑнты мир учёной нє Татьяна Волдина пиӆа вәйтӑнтыйӆсум па путӑртсум.
- Татьяна Владимировна, муй оӆӑӊӑн нӑӊ научной нєпек хӑншсӑн?
- Ма 1993-мит оӆн Ас-угорской института рәпитты вўянтсум. Ӛхӑт 1999-мит оӆн кәща ӆӑӊкӑр нєӊа рәпитсум. Щӑӆта вотас тыӆӑщ 2002-мит оӆ вўш эвӑӆт 2004-мит оӆ ван хӑтӆуп тыӆӑщ вәнта Ас-угорской институтн кәщая вәсум. Томск вошн 2000-мит оӆн государственной университетн исторической наука щирн учёной нєм ёша павӑтсум. Ма научной щирн нух вантсєм па хӑншсєм, муй щирн па муйсӑр ёх хӑнты мир йис моньщӑт, путрӑт XIX-XX нәптӑтн ԯєрамтсӑт. Еӆӆы 2002-мит оӆн щи оӆӑӊӑн «Хантыйский фольклор: история изучения» нємуп киника хӑншсум. Тӑм нєпек хӑншум мӑрємн Ёмвошн сельскохозяйственной академия, Центр искусств, Нижневартовской педагогической институт, Югорской университет хуща студент няврємӑта йис хӑнты мир вәӆупсы этнография вєрӑт оӆӑӊӑн путартман рәпитсум.
- Щи тумпи нӑӊ хӑнты па вухаӆь мир ӆяксӑты вєр оӆӑӊӑн хӑншсӑн, щи оӆӑӊӑн еша путӑртэ.
- Ая вәӆмєм вўш эвӑӆт ӑӊкєм хӑнты мир поэтесса Мария Вагатова па рәтнаӆам иса хӑнты мир вәӆупсы оӆӑӊӑн путӑртыйӆсӑт. Щӑӆта ванкўтӆы ма ӑӊкємн ащєм хӑнты мир поэт Владимир Волдин рәтнаӆам хуща Мосум мўва тәтьӆийӆсаюм. Кашӑӊ ӆўӊ Касум мўва ӊхийӆсум. Щиты рәтнаӆам пиӆа вәйтантыйӆмємн йис вәӆупсы оӆӑӊӑн ар сурт уша вєрсум. Щи тумпи ма ӑӊкєм хӑнты мирӆ йис вәӆупсы ма вәӆӆэ, ӆўв мӑнєма вєра нётӑс наука щирн рәт мирєм вәӆупсы нух хӑншты. Щӑӆта ая вәӆмємн ванкўтӆы рәтнаӆам лупийӆсӑт: «Нӑӊ нюр ӆяксум имен хурасуп». Щи вўш эвӑӆт ма ӆяксӑты вєр ма уша павӑтты ӆӑӊхматсум. Хӑнты па вухаӆь мир ӆяксӑтты вєр оӆӑӊӑн «Долгой жизни вековечный танец»: реинкарнация в контексте мифоритуальных традиций обских угров» нємуп киника 2016-мит оӆн ӆэщӑтсум. Тӑм нєпекн мсыева ай няврєм ӆяксӑты вєр хӑншсєм.
Ӆӑӊхаӆум лупты, хӑнты мир учёной нє Татьяна Волдина Ёмвошн вәӆ, ин Ас-угорской институтн рәпитӆ. Ӆўв сот муӆтас арсыр нумсӑӊ нєпек хӑншӑс. Щӑӆта вет киника хӑнты мир вәӆупсы оӆӑӊӑн ӆэщӑтӑс. Ая вәӆмаӆ вўш эвӑӆт шуши мир арӑӊ, моньщӑӊ ёх ма вәйман тӑйсӑӆэ. Аӆпа, щи пӑта ӆўв хӑнты мирӆ вәӆупсы мсыева наука щирн хӑншсӑӆэ. Каркама па ма рәпиттаӆ пӑта Татьяна Владимировна 2010-мит оӆн «Заслуженный деятель науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» нємн мӑсы. Ӆўв йиӆуп тыӆӑщ 9-мит хӑтӑӆн сєма питум хӑтӆӑӆ. Мўӊ, «Хӑнты ясӑӊ» газетайн рәпитты ёх, вән вўща ясӑӊ китӆўв!
Татьяна Владимировна йиӆуп оӆн хӑнты мира вўща ясӑӊ лупӑс:
Ешӑк хӑнты мирєм, тӑӆаӊа па ма вәӆаты! Нын йис моньщӆан, путӑрӆан, арӆан еӆӆы ат сатьӆӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Ульяна Молданова
Изучает вопросы реинкарнации
Среди малочисленного народа ханты сегодня насчитывается более 50 учёных. Я пообщалась с одним из ведущих учёных нашего народа Татьяной Владимировной Волдиной. Она является кандидатом исторических наук, работает ведущим научным сотрудником научно-исследовательского отдела истории и этнологии Обско-угорского института прикладных исследований и разработок.
– Татьяна Владимировна, какую тему вы рассмотрели в кандидатской работе?
– В 1993 году я начала трудовую деятельность научным сотрудником в НИИ социально-экономического и национально-культурного возрождения обско-угорских народов (более поздние названия – НИИ обско-угорских народов, НИИ угроведения). С 1999 года – старший научный сотрудник, затем – руководитель отдела, с февраля 2002 года – по декабрь 2004 года – директор института. В 2000 году окончила аспирантуру Томского государственного университета, защитив кандидатскую диссертацию на тему «История изучения хантыйского фольклора (XIX-XX вв.)». Научную работу совмещала с преподавательской деятельностью: на факультете экономики традиционного природопользования Севера Ханты-Мансийского филиала Тюменской государственной сельскохозяйственной академии (1995-1997 гг.); в Центре искусств для одаренных детей Севера (1998-2001 гг.); в Ханты-Мансийском филиале филологического факультета Нижневартовского государственного пединститута (2001-2002 гг.); на филологическом факультете Югорского государственного университета (2002-2003 гг.); на кафедре этноообразования обско-угорских народов ИПК и РРО (2003-2006 гг.). И позднее в течение многих лет приглашалась для чтения курсов по этнографии для учителей по линии Института развития образования.
– Татьяна Владимировна, а как и почему вы исследуете тему реинкарнации обско-угорских народов?
– С детства я много путешествовала к своим родственникам как по линии отца, так и по линии матери, по рекам Назым, Обь, Казым, имела возможность наблюдать традиционный уклад жизни казымских ханты. Первые представления о хантыйской культуре я получила от своей мамы, которая родилась в семье оленеводов и воспитывалась бабушками и дедушками, в её роду было много сказителей, певцов, целителей. Именно её глубокое знание народных традиций (мама стала одним из главных моих информантов) послужили основой для моих занятий этнографией и в последующем. В детстве часто от родственников слышала: «Ты ведёшь себя так, как твоя родственница, душа которой переродилась в тебе (речь идёт о реинкарнации)». И я эту фразу с раннего детства хорошо запомнила, и последующие годы всегда хотела заняться темой реинкарнацией народа ханты. Затем стала собирать материалы, расспрашивать и записывать земляков о том, как у новорожденного узнают, чья же из ушедших родственников душа переселилась в младенца. Так, в 2016 году мною подготовлена монография «Долгой жизни вековечный танец»: реинкарнация в контексте мифоритуальных традиций обских угров». Древнейшая идея о перевоплощении человеческих душ нашла своё оригинальное отображение в культуре обско-угорских народов. В монографии собраны и проанализированы полевые материалы и опубликованные источники о традициях хантов и манси, связанных с реинкарнацией. Они позволяют глубже понять духовную суть обско-угорской культуры, символически выраженную в её ритуально-обрядовой сфере. В первой части рассмотрена система традиционных представлений, раскрывающих мифоритуальные традиции обских угров, связанных с перевоплощением душ.
Книга адресована специалистам в области антропологии, культурологии, истории, философии, а также всем интересующимся вопросами духовной культуры, традициями, мифологией и обрядностью финно-угорских народов и народов Сибири.
Татьяна Владимировна Волдина в течение десяти лет организовывала и проводила ежегодные региональные студенческие научно-практические конференции «Языки и культура народов Югры», занималась редактированием и изданием сборников научных работ. Вместе со студентами неоднократно принимала участие в комплексной научно-практической экспедиции «Славянский ход», руководителем которой была Е.В. Лоншакова.
В 2010 году Татьяне Владимировне Волдиной присвоено звание «Заслуженный деятель науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». С 2013 года она становится членом Ассоциации медицинских антропологов. Основная тематика научной работы Татьяны Волдиной: история изучения хантыйского фольклора, история научных исследований коренных малочисленных народов Югры, персоналии, традиционное мировоззрение обско-угорских народов: мифоритуальные традиции и народная медицина и обско-угорские напольные игры.
Ульяна Данило