- Хантыйский
- Русский
Йиӆуп оӆэв еӆпи мӑӊхӑтӆэв йис вєрӑт
Тӑм вәӆупсыйн Йиӆуп оӆэв – щит мўвтєӆ мирев мӑӊхӑтӆ. Этнограф ёх щирн, Йиӆуп оӆэвн араӆ пєлӑк вєрты вєрӆўв – щит вєра йис вєрӑт, хӑнты щирн, арӑӊ йис, моньщӑӊ йис вєрӑт. Щи йис вєрӑт тӑмхӑтӆ мўӊ щи кўш вєрӑнтӆўв, тәп юрємӑсэв, муй пӑта йис ёх щиты вєрӑнтсӑт. Щи вєрӑт оӆӑӊӑн еша путӑртӆўв.
Мўӊ вәӆэв, мєт оӆӑӊ поступсы «Муй вўрн йиӆуп оӆ вєрты», Пётр I хӑншӑс, щи вєр 1699-мит оӆн вәс. Щирн ӆўв хӑншӑс: «Хот еӆпи пәшас овӑт вәнши муй па хәӆ хӑтн хурамтӑты мосӆ». Щи вєрӑт ӆўв Немецкой слобода хуща вәӆты па хон пєлӑк ёх эвӑӆт шиваӆӑс. Щиты щи тӑмӑщ вєрӑт тывсӑт, вәнши па хәӆ хӑтн хотӑт хурамтӑты. Ӛхӑт хәӆ х мӑӊхӑтӆ ха щи вєрса.
Муй пӑта хәӆ х щимӑщ митра тӑйты питӑс. Щит хўты мўв катӑӆты сўв х – мўвтєӆ мирев тӑйты Тәрум х, щи хн тәрмев нәмӑн катӑӆӆа. Щи сўв хн нўм мўв, иӆ мўв па мўӊ мўвев ха тәӆы, щит иса ёха хўв Вәӆупсы, м Уй, м Пищ тәты х. Щи х мӑӊ ха, Вәӆупсы ха (Мўв ха) тӑйсэӆ кельтӑта аӆьщӑты мир, ӆыв щи ха пойкщӑсӑт вўсты ӆєпсӑт тӑйты пӑта. Щит Германия мўвн вәӆты ёх, ӆыв йисн вәнт мўвн ӆәӊхӑта пойкщӑсӑт, щи ха сыр-сыр єпӆӑӊ ӆєтут, фруктӑт па хурамӑӊ пурмӑсӑт ихтыйӆсӑт.
Тӑмхӑтӆ хәӆ ха мўӊ ӊта юнтутӑт ихтыйӆӆўв, щит яблокайт па мандаринӑт кана, сыры щимӑщ ӆєтутӑт ихӑтман вәсӑт. Йис ёх нумӑсн, щит Вәӆупсы хн єнумты ӆєтут, щи пӑта Хўв Йис, Хўв Нәпӑт хӑннєхәя ортӆӑт. Рождество вєрӑт вәӆумн тӑмӑщ «молодильное яблоко» х эвӑӆт мирн вўйӆясыйт па тӑӆаӊа, ма вәӆты пӑта ӆєсӑт.
Хәӆ ха ихӑтты юнтутӑт – щит ӑнтә няврємӑт юнтты утӑт, щит нємӑсыя мӑӊ щира вєрты пурмӑсӑт. Тӑмӑщ юнтты утӑт тәп хәӆ ха мәстӑӆӑт муй па щи щира мӑӊа тӑйты пурмӑсӑта. Тӑмӑщ юнтутӑт щит сыр-сыр войт, моньщӑтн па путрӑтн вәӆты ёх. Иса ки ма вантты, щит йис ёха уй тәты ӆәӊхӑт, щитӑт пєӆа ки пойкщӑты, вәӆупсы тўӊа мӑнӆ.
Хәӆ х нўмпийн хәс хўр мєтшӑӆы, йисн щит вәс Лук нємуп ӆәӊх тыяӊ каштар нёӆ, щи ёх нумӑсн нёӆ мухты тәрум эвӑӆт сыр-сыр м вєрӑт иӆ мўва хуӆисӑт, Мўвтєӆ м вєрӑт.
Щупар вух ртӑт хәӆ х тый эвӑӆт иӆӆы хуӆиӆӑт – щит славянской йис нумсӑт, йис ӆәӊх вєрӑт. Ӆыв мўвн єнумты ӆєтутн вәӆты ёх, щи пӑта ртӑт ӆывеӆа вєра мосӆӑт. Иса пўш иӆӆы хуӆиты йиӊк – щит нўм мўв йиӊк, йиӆ мўвев па мўӊ мўвев ха таӆты йиӊк. Щи пӑта хуӆиты «ртӑт» ова ишния па ихӑтӆайт.
Йис ёх нумӑсн, Йиӆуп оӆ – щит хән катра вєрӑт хуӆаӆӑт па йиӆуп вєрӑт тывӆӑт, щи пурайн мўвев вәӆупсы хуща иӆ мўв овӑт, нўм мўв овӑт пєлка рӑкӑнӆӑт, ӆәӊхӑт, нўм мўв ёх, иӆ мўв ёх ха юхӑтӆӑт. Щи хӑтӆӑтн хӑннєхә сыр-сыр ёх пиӆа вәйтантыйӆты пищ тӑйӆ. Тӑмӑщ пурайн йис Рўщ мўвн мир сыр-сыр вой сухӑта ӆәмӑтӆийӆсӑт. Мӑта ёх ӆәӊхӑӆ пӑсты вой хурн ӊхӑӆ, щи ёх пӑсты вой сух ӆәмӑтӆӑт па ӆыв ӆәӊхӆаӆ хурн вош хўват шәшийӆӆӑт. Тӑӆтаса щи мӑнӆ йиӆуп оӆн няврємӑта сыр-сыр ӆәмӑтсухӑт вєрты. Эвет араӆ пєлӑк ӆоньщ сєм хурӑтн ӊхӆӑт. Нуви ӆоньщ сємиет, йис рўщ ёх нумӑсн – щит хурамӑӊ, вуӆиты эвет вәншиет па щит хуты иӆ мўв потум рўв ищи.
Пухӑт араӆ пєлӑк шовӑр хура ӆәмӑттӑӆыйт, щи костюмӑт йис ёхӆаӆ пўпи па пӑсты вой хурӑт кана вєрӆайт няврємӑт ӑн пӑӆты пӑта. Шовӑр – щит хуты вєра ар пушӑх тӑйты вой, щи пӑта ищи йис ёхн ӆўв вана тӑйса.
Хәӆ х тўтыет па сыр-сыр вуӆиты вєрӑт – йис щирн щит ӆәӊхӑт муй па ӑнтәма вум мирев, исӑт тыв юхтум вєрӑт муй па па муӆтсӑр ёх (эльфӑт, гномӑт).
Дед Мороз – вєра пирӑщ па иӆ мўв пєӆа вәӆты ики, щит славян мирев мєт йис щатьщащи, Иӆ мўвн вәӆты тащӑӊ пирӑщ ики. Ӆўв няврємӑта мойӆупсы ортыйӆ, щи арат пурмӑс тӑйӆ, щи пурмӑсӑт ӑн па хуӆаӆӑт.
Йиӆуп оӆ пӑсан ӆєтут щит мўвев єнмӑӆтӑты ӆєтутӑт, щи ӆєтут хотӑӊ ёх ха ки ӆєты питӆӑт, щирн ӆыв вәӆупсэӆ ма мӑнӆ.
Йиӆуп оӆ тывты еӆпийн президент путрупсы мўӊ хәӆӑнтӆўв, щит хуты йис ёхӆўв щӑрт посӑӊ хӑннєхә кана вәӆты ики, иса ӆәӊх вєрӑт вәты ики.
Вән Москва щосэв сєӊкты сый, фейерверк па арсыр вуӆиты тўтӑт – щит сыр-сыр япалэт йира вошитты сыйт па тўтӑт. Мўӊ йиӆуп оӆа щи шәшумсўв, овев лӑп тәхӑрсэв, атум вєрӑт ов тум пєлӑкн хӑщсӑт.
Путӑр хӑншӑс:
Пётр Молданов
Мифологические корни Нового года
В современном обществе Новый год один из немногих праздников, который объединяет различные слои общества.
Согласно этнографам, этот праздник своими корнями уходит в глубокую древность и сохраняет многие черты календарного обряда, в том числе и некоторые мифологические корни этого ритуала. В то же время многие действия, имевшие в древности глубокий смысл, сегодня забыты и воспроизводятся механически. Поэтому остановимся на некоторых символах Нового года, рассмотрим их корни.
Известно, что впервые Указ «О праздновании Нового года» в ночь с 31 декабря на 1 января был издан Петром I в 1699 году, тогда же он повелел «перед вороты учинить некоторые от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Этот обычай он перенял у иностранцев, живших в Немецкой слободе. Так возникла традиция украшать дома еловыми и сосновыми ветками, а впоследствии появилась и новогодняя ёлка.
Что же символизирует ёлка? А символизирует Мировую Ось – важнейший символ мифологической картины мира, она поддерживает небосвод, символизирует Жизни, Блага, Порядка. Почитание ели как священного Древа Жизни (Мирового Древа) изначально являлось кельтской традицией, она обожествлялась, благодаря своим вечно зелёным ветвям. Жители древней Германии для умилостивления духов ходили в лес и приносили дары, развешивая сладости, фрукты, особые подношения на зелёную хвою деревьев.
Сегодня ёлку преимущественно украшают шариками, заменителями яблок и мандаринов, это плоды Древа Жизни, дающие здоровье и долголетие. В рождество «молодильные яблоки» срывали и съедали. Игрушки на ёлке также символичны, во-первых, это не бытовые игрушки не те, которыми играют дети, а сакрализованные, они могут быть только на ёлке или на другом ритуальном предмете. Ёлочные игрушки, прежде всего, представлены животными, сказочными персонажами, т.е. это фигурки благих духов, к которым можно обратиться за помощью. Звезда на вершине ёлки заменила копьё бога Луга направленного на Полярную звезду, именно оттуда, согласно верованиям, стекало на землю Мировое Благо.
Серебряный дождик, струящийся от вершины Мирового Древа к его подножью – славянский образ космического дождя, залог жизни на земле. Вечно струящаяся вода, соединяет небесный, земной и подземные миры, это стена, защищающая от внешнего хаоса. Поэтому «дождиком» украшают также окна, дверные проёмы, стены.
Согласно мифологии – Новый год это переход от старого к новому, в этот период происходит разрыв во времени и пространстве, раскрываются все границы миров: будущее, прошлое, мир духов, мир усопших. Человек обречен на контакт со сверхъестественным. В подобные переходные моменты на Руси было принято обряжаться, например, мужчины рода волков надевали волчьи шкуры, ощущали себя своими божественными покровителями. Отсюда новогодние костюмы детей. В садике девочек обычно наряжают снежинками, что символизирует комплекс представлений о чистоте, свете (сиянии) женской красоты и одновременно о стране холода и смерти. Мальчиков часто обряжают зайчиками, «мирным» заменителем медведей и волков, в то же время это символ мужской энергии, мужского плодородия. Исторические костюмы – символы снятия временных барьеров, вход прошлого в настоящее.
Гирлянды лампочек и блёсток – в мифологии мерцающие огоньки – это многочисленные духи, души умерших предков или сверхъестественные сущности (эльфы, гномы).
Дед Мороз под ёлкой стар и связан с холодом (миром мёртвых), это древний пращур славян, владыка Нижнего мира, у него несметные богатства, он наделяет благом своим потомкам, поэтому дети уверены, что подарков хватит на всех. Новогодний стол – обилие пищи, символизирует весь мир, всё, что родит земля, еда, разделённая между присутствующими, символизирует их единение. Последний штрих уходящего года – обращение президента страны, оно является отголоском культа вождей, которые обеспечивали правильность ритуалов и, следовательно, правильный контакт между мирами.
Бой курантов, новогодние огни, фейерверки – символ отпугивания злых духов. Обилие звуков, обилие света символизирует ритуальный вход в новое состояние, вход в новое время, в Новый год. Двери в иные миры захлопываются.
Пётр Молданов