Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Елена Гындышева

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • м хуятӑт ишӑкты нєпекӑт ёша хоӆумсӑт
  • «Югра ӆыӆӊуптӑты» оса тӑхи XIV-мит вән мирхот
  • Увӑс ёх оӆăӊ вәнӆтăты нєпекăт
  • Мєт єпӆӑӊ ӆєтутӑт пирисыйт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Югра мўвевн вўӆы ӆавӑӆты вєр оӆӑӊӑн

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Тув вертат пата уты
  • Аган хӑнты мир йис вәӆупсы еӆӆы тәӆы
  • Колхоз ёх йитып хотыт омысыт

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Хә ёхӆўв вєрум пурмӑсӑӊ ванӆтупсы вәс
  • Опращев йис вәӆупсы
  • Ӆўв вәӆупсэӆ йис ӆєрӑт
  • Шуши мир нарӑсты вєра сӑмӑӊ хә
  • Па хон пєлӑк мўвӊӑнӑн хӑнтэт оӆӑӊӑн путӑртсы
  • Хӑнты паӆты ай нянь

Финно-уграт - Финно-угорские народы

  • Рәт ясӊӑт оӆӑӊӑн нәмăсӆ

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • «Хӑнты ясӑӊ» газета ӆўӊӑтты ёх!

Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы

  • Вәӆум

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Шуши мир нарӑсты вєра сӑмӑӊ хә
  • Хантыйский
  • Русский

Шуши мир нарӑсты вєра сӑмӑӊ хә

Щикєм әмӑщ, хән па мирӑт ёх мўӊ шуши мирӆўв йис вәӆупсы пєӆы сӑмӑӊӑт. Тӑмхӑтӆ ма нынана рўщ хә Алексей Александрович Рещиков оӆӑӊӑн хӑншты ӆӑӊхаӆум. 

Ԯўв Тэк кәртăн сєма питăс. Щиты ай пура оӆӆаӆ оӆăӊăн путăртăс:

- Ма 1-10 мит классӑтн Тэк кәртăн ӑшколайн вәнӆ­тыйӆсум. Ай пурамн ащєм баяниста вәс, ма нә­мӑстємн, щивеӆт питсум. Хән вәншăка йисум, ӑӊкєм мӑнєма гармошка ӆәтты нумӑс вєрăс. Щи пурайн ма нотая хәӆăнтӑты щи питсум. 

Ма имам Зинаи­да Ива­новна Рязанцева няврємăт вәнӆтăты нєӊа вәс. Ԯўв ин тăм хӑтӆ вәнты аккордеон нарӑсты утн юнтăӆ. Мосăӊ, щи сайн ма шєӊк ӆăӊхасум щи ак­кордеон утн юнтты. 

Хән кўтуп классăн вәнӆ­тыйӆ­ты питсум, ӑӊ­кєм мӑнєма аккордеон ӆәтӑс. Щиты юӆн вәӆь­няя омăсман, ма айкємн нарӑсты сыйт юнтты вәнтыйсум. И пурайн хәт классăн вәнӆ­тыйӆ­ман, Тэк кәртэва Ва­си­лий Николаевич Яркин юхтăс, ӆўв щи пурайн няв­рємăт нарăс хн юнт­ты вәнӆтăс. Ма щи пур­мăс хән шиваӆӑсум, шєӊк ӆӑӊха­ты питсум, щитн мсыева юнтты вәнӆ­тыйӆты. Яӊ клас­с етшуптăсум, щӑӆ­та Ёмво­ша педагогичес­кой кол­леджа музыкальной от­деления тӑхия вәнӆ­тыйӆты мӑнсум. 

Щӑта колледжӑн ак­кордеон вәнӆтӑсум па кимит утєм нарӑс х вәс. Вет тӑӆ колледжӑн вәнӆтыйӆсум, щăӆта Югорской госу­дарст­венной университет ис­кусства факультета вәнӆ­тыйӆты мăнсум. Ки­мӑт курсӑн вәнӆтыйӆман, щит 2003-мит оӆ вәс, Ас-угорской мир театра рәпитты вохсаюм. Щи пурайн ма шєӊк ма ӑнт юнтсум па театр вән кәща мӑнєма путӑртӑс, хуты хәӆум тылӑщ мӑр мӑнєма репертуар вәнӆтӑты мо­сӑс. 
Саранпауль вош му­зыкальной ӑшколайн рә­питты ёха вән пәмащипа ястӑӆум. 

Алексей театр хуща рәпитмаӆн йис путрӑт, арӑт, нарӑсты сувӑт пєӆы сӑмӑӊа йис. Щиты па ай­кємн нумӑс вєрӑс, ху­ты няврємӑт вәнӆтӑты питӆ. 

Театр хуща нӆ тӑӆ рә­питӑс, 2007-мит оӆн ӆўв няврємӑт пиӆа «Ԯыӆӑӊ союм» хущи рәпитты вўян­тӑс. Оӆ шәп пийн «Торые» нємпи няврєм ан­самбль ӆэщӑтӑс, щата арсыр мир няврємӑт: хӑн­ты па вухаӆь, рўщ па тад­жик няврємӑт якӆӑт.

Алексей щи няврємӆаӆ пиӆа арсыр вән вошӑта ӊхсӑт. Ԯыв арсыр кӑ­супсэтн нух питыйӆсӑт. Арсыр ишӑкты нєпекӑт ёша хоӆумтыйӆсӑт.

2019-мит оӆн Алексей Рещиков округ мир твор­чества хота рәпитты вохса. Интăм хӑтӆ мӑр 16 няврєм вәнӆтăӆ. Няврємăт пиӆа айӆат ёх па вән хуятăт юхтыйӆӆăт. 

Путӑр хӑншӑс: 
Елена Гындышева

Душою прикипел к традиционной музыке…

Всегда удивляет и радует, что культурой обских угров занимаются не только представители самих народов, но и люди другой национальности. Сегодня хочу рассказать об одном из таких удивительных людей. Это Алексей Александрович Рещиков – человек, увлечённый своей работой, привносящий большой вклад в развитие традиционной музыки обских угров.

 

Алексей Рещиков является руководителем клубного формирования «Окружной школы мастеров по игре и изготовлению музыкальных инструментов обско-угорских народов» Окружного Дома народного творчества.

 

Родился он в д. Теги Березовского района. С 1-го по 10-й класс учился в Тегинской средней школе. Музыкой начал заниматься рано, приблизительно в шесть-семь лет, когда его мама Надежда Георгиевна подарила ему первую гармошку, тем самым привив любовь к музыке, впоследствии повлияла  на выбор профессии:

 

– Музыкой я увлекался с детства, мой папа Александр Фёдорович был баянистом-самоучкой, думаю, что отсюда и появилась тяга к музыке. Когда стал немного постарше, мама купила мне настоящую Тульскую гармошку, и тогда на слух я стал подбирать различные песни. Моя тётя Зинаида Ивановна Рязанцева была учителем музыки в школе, она играла на аккордеоне, поэтому меня заинтересовал именно этот инструмент. Перейдя в средние классы, мама привезла мне уже ученический аккордеон. И так, сидя дома, в свободное время, я самостоятельно учился играть. А когда учился в шестом классе, в Теги приехал Василий Николаевич Яркин для того, чтобы научить наших ребят игре на нарсъюхе. Впервые увидев такой инструмент, мне очень захотелось его познать. Но этого не случилось из-за различных обстоятельств.

Окончив среднюю школу в родной деревне, Алексей решил поступить в педагогический колледж в г. Ханты-Мансийске на музыкальное отделение, где основным инструментом на протяжении учебы являлся аккордеон, а дополнительный инструмент – нарсъюх. Именно тогда и происходит его знакомство с этим уникальным музыкальным инструментом, который в дальнейшем изменит всю его жизнь. После пяти лет обучения в колледже он поступил в Югорский государственный университет на факультет искусств. В период учебы в ВУЗе его пригласили на работу в театр обско-угорских народов, где он, полностью погрузившись в национальную музыку народов ханты и манси, начинает всерьёз заниматься ею, записывать, расшифровывать и т.д.

 

– Обучаясь на втором курсе в университете, в 2003 году, меня пригласили работать в театр обско-угорских народов. Так как в совершенстве я не владел нарсъюхом, то мог играть всего несколько простых мелодий. Директор театра дала установку, чтобы за три месяца я выучил определенный репертуар. Деваться было некуда, пришлось выполнять. Моим учителем был Владимир Савельевич Меров. Целыми днями мы только и делали, что сидели и учились игре на национальных инструментах. С каждым разом было всё сложнее, но в то же время просыпался огромный интерес. Большую мотивацию давал коллектив Саранпаульской музыкальной школы «Оленьими тропами».

 

Работая в театре, Алексей Рещиков начал всё больше углубляться в национальный фольклор. Здесь и появилось желание преподавать самому.

 

 

В 2007 году, после 4-х лет работы в Театре обско-угорских народов, было принято решение преподавать детям и сменить прежнее место работы на Детский этнокультурно-образовательный центр «Лылынг союм»(«Живой ручеёк»). Спустя полгода, Алексей создал детский ансамбль народных инструментов «Торые» («Журавушка»), который практически сразу завоевал внимание слушателей. Хочется отметить, что в этом музыкальном коллективе были дети разных национальностей, таких, как ханты, манси, таджики, узбеки, русские. Период работы в «Лылынг союм» был очень ярким в жизни музыканта. Со своим ансамблем он объездил многие города России (Сочи, Тюмень, Крым и др.), а также ездили с детьми за границу: Францию, Швецию, Финляндию, Польшу, Чехию, где принимали участие в различных фестивалях, конкурсах и занимали призовые места. На их выступлениях зрители получали максимальный заряд положительных эмоций.

 

В 2019 году Алексею Рещикову поступило приглашение на работу в Окружной Дом народного творчества, которое было им принято. Здесь он возглавил клубное формирование «Окружная школа мастеров по игре и изготовлению музыкальных инструментов обско-угорских народов». В этой школе предполагалось два руководителя, один из которых изготавливает инструмент, а задача второго – обучать. Изготовлением хантыйских и мансийских музыкальных инструментов занимался Анатолий Васильевич Вадичупов, который широко известен, как лучший мастер Ханты-Мансийского округа по художественной обработке дерева и кости, на его счету сотни музыкальных инструментов.

 

На сегодняшний день у Алексея Рещикова 16 учеников, среди которых дети, студенты и взрослое население г. Ханты-Мансийска. Несмотря на это, он два раза в год (в марте и июне) проводит практические семинары для всех жителей округа, изъявляющих желание учиться игре на музыкальных инструментах обских угров. Кроме этого, герой моей статьи сотрудничает с «Сельским Домом культуры и досуга» сельского поселения Шапша, где преподаёт уроки музыки на национальных инструментах для местных детей.

 

В перспективе у музыканта создание второго сборника наигрышей и сборника песен на языках ханты и манси, над которыми он активно работает. В дополнение к перечисленному у него есть желание создать сборник песен тегинских ханты: Константина Васильевича Новьюхова, Анастасии Алексеевны Новьюховой, Зои Абрамовны Новьюховой, Валентины Григорьевны Новьюховой и других.

 

О творчестве этого замечательного музыканта знают многие жители округа. Его исполнительское мастерство высоко ценится. Надеемся, что еще долгие годы мы будем радоваться результатам его работы по сохранению им традиционной музыки народов ханты и манси. Желаем творческих успехов в его благородном деле.

 

Елена Ковтун.

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 24 (3612)
21.12.2022

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика