- Хантыйский
- Русский
Нампӑр атэт ӑкӑтты мос
Лыпӑт єнумты тыӑщ 1-мит хӑтӑн Ёмвошн мирхот вәс, хута нампӑр атэт ӑкӑтты вєр оӑңӑн путӑртсы.
Мирхот мўв-авӑт авӑман тӑйты вєр тәты служба тӑхи кәща ӑңкӑр хә Алексей Ковалевский тәс. ўв «Нампӑр ёвӑты нўша вєр» нємпи путӑр тәс. Уша йис, хуты 2017-мит он округевн вәты мир интерактивной картайн нартамы нампӑр ёвӑты щурӑс мутас тӑхи пос хӑншсӑт. Имухты вошӑт, кәртӑт кәщайт ӑ хуятӑт пиа щи тӑхет сыстамтты питсӑт. Ин 839 тӑхи сыстамтсы, тӑм он 239 тӑхи сыстамтты хӑщӑс.
Ас нопӑтты тыӑщ 24-мит хӑт вәнты интерактивной картайн йиуп нампӑр ёвӑты 891 тӑхи тывӑс, лыпӑт єнумты тыӑщ 1-мит хӑт вәнты 349 тӑхи сыстамтсы.
Мирхотн мўв-авӑт авӑман тӑйты вєр тәты служба ёх округев хўваттыйн мир иньщӑссӑт, муйсӑр нўшайт мўв-авӑт авӑты вєрн вәӑт? 300 мутас хуят лупсӑт, хуты хуна ӑ хӑннєхуятӑт мўв-авӑт авӑты вєр оӑңӑн ӑн па нәмӑсӑт, щи тумпи округевн хуна нампӑр эвӑт еы муты вєрты вєр вевтама мӑн па хуна мўв-йиңк шєңк шакӑыйт. Щи тухапи уша йис, ар вошӑң, кәртӑң мир ӑн па вәӑт, хута атэт нампӑр ӑкӑтты тӑхет вәӑт, ар хуят атэт нампӑр ӑкӑтты ӑн ӑңхаӑт. Вошӑт, кәртӑт кәщайт щикўш иса муй вєрӑт, ән мир атэт нампӑр ат ӑкӑтсӑт, тәп щи вєр хуна вевтама мӑн.
«Институт развития образования» тӑхийн учебно-методической рәпата тәты хә Сергей Слинкин ай тәс: «Мўң округевн ӑшколайтн няврємӑт мўв-йиңк авӑты вәнтӑыйт. Няврємӑт вәнтӑты ёх нємасыя поступсэт хӑншсӑт. Югра мўвевн хәмит о 26 ӑшколайн «Югра — моё наследие» нємпи мўв-авӑт авӑты вєра вәнтӑты нємасыя урокӑт вәӑт. Щи тумпи Пыть-Ях вошӑң ветмит ӑшколайн «Югра — щит мўң хотэв», Манстӑр районӑн «Югра мўвев хўват», Талинка кәртӑн «Няврємӑт «Вурты нєпек» оӑңӑн уша вєрӑт» нємасыя урокӑт тәыйт. Щӑта няврємӑт нумсӑң нєпекӑт хӑншӑт, муй щирн мўв-йиңк сыстама тӑйты, муй щи пӑта вєрты мос. Щи тумпи итәх ӑшколайтн мўв-йиңк авӑты пӑта факультативной урокӑт эщӑтыйт. Итәх вошӑтн, кәртӑтн нємасыя экологической тӑхет вәӑт. Няврємӑт рәт кәртан, вошан вән хуятӑт пиа мўв хӑрӑт сыстамтӑт, тухаң войт пӑты нємасыя хотӑт вєрӑт. Щи тумпи эвет-пухӑт нємасыя мўв-авӑт авӑты вєр кӑсупсэтн кӑсӑт. Ӑшколайтн айӆат ёх ай няврємӑт пӑта мўв-йиңк сыстама тӑйты оӑңӑн мультфильмӑт вєрӑт. Рӑх лупты, округевн иса муй вєры, ән няврємӑт айтєн мўв-йиңк сыстама тӑйты ат вәнтыйсӑт».
Мирхот юхи хӑщум артӑн ӑкмум мир нєпека хӑншсӑт, муй вєрты мос, ән округ мир айтыева нампӑр атэт ӑкӑтты питсӑт.
Раздельный сбор мусора: как стимулировать граждан
1 июня в Ханты-Мансийске состоялся круглый стол по формированию экологической культуры в области обращения с отходами и мотивации участия населения в раздельном накоплении твёрдых коммунальных отходов.
Модератор заседания – заместитель руководителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры Алексей Ковалевский в своём докладе «Свалки как социальные проблемы» отметил, в 2017 году количество обращений граждан по поводу несанкционированных свалок увеличилось, было выявлено более тысячи мест, которые сразу же были поставлены на учёт. В результате совместной работы с муниципалитетами, 839 свалки были ликвидированы. В этом году запланировано убрать 239 свалок.
На 24 мая 2018 года населением на интерактивной карте отмечено 891 свалка, из них уже на сегодня, 1 июня, 349 стихийных свалок убрано.
Особое внимание вызывают четыре муниципалитета Югры – это города Сургут, Нягань, Октябрьский и Советские районы, в которых необходимо усилить работу по работе с несанкционированными свалками.
Службой было проведено интерактивное голосование, в нём приняли участие более 300 человек, которые особое внимание обращают на низкую экологическую культуру граждан, низкий уровень переработки отходов в округе, а также высокий уровень загрязнения отходами земель. По голосованию видно, что граждане не знают о расположении служб приёма вторсырья, у многих нет мотивации к раздельному сбору мусора. Те усилия, которые поддерживаются муниципалитетами по раздельному сбору пластика, бумаги, пока, к сожалению, не находят своего широкого применения.
Заместитель директора по учебно-методической работе АУ «Института развития образования» Сергей Слинкин рассказал: «В нашем округе в школах успешно реализуется система внедрения экологического образования. Разработаны инновационные образовательные программы. В Югре имеется 26 пилотных площадок по внедрению учебного экологического курса для начальной школы «Югра – моё наследие», который уже третий год успешно апробируется. Кроме того, у нас в округе имеются инновационные площадки – это школа № 5 города Пыть-Яха «Наш дом – Югра», это Октябрьский район «На просторах Югры», проект «Красная книга глазами детей» в посёлке Талинке Октябрьского района. В основе экообразования лежит проектная и исследовательская деятельность. Также на этих площадках успешно реализуются факультативные курсы: «Проектная деятельность «Экология», «Мы дети природы», «Основы экологии», «Братья наши меньшие», «Экология растений», «Экологическое исследование родного края» и др. Экообразованием занимаются и во время внеурочной деятельности, через работы различных экологических клубов, через систему классных часов, лабораторий, мастерских и т.д. Деятельность школьников по охране экологии постепенно переносится и на уровень села, города. Учащиеся принимают участие в трудовом десанте «Чистый лес», «Чистый берег», в акции «Посади своё дерево!». Школьники активно участвуют в окружных, всероссийских экологических научно-практических конференциях, экоконкурсах, экоакциях. Для младших школьников снимаются экомультфильмы. Т.е. видно, что в округе успешно реализуется экообразование».
По итогам круглого стола были внесены предложения по формированию экологической культуры граждан в области обращения с отходами и мотивации их участия в раздельном сборе бытовых отходов.