- Хантыйский
- Русский
Касум мўвн вәум вєрӑт
Тӑм ванӑн Ёмвошн творчество хотн Касум мўвн вәум вєрӑт оӑңӑн кина вантӑсы. «Люди иных времён» нємуп хур Ленинградской кина вєрты тӑхи ёх Касум аь оӑңӑн 1986-мит он вєрсӑт. Тӑта вантӑсы, муйсӑр пӑтап вєрӑт 1930-мит оӑтн Касум мўвн тывсӑт.
Тӑм хур режиссёрңӑн А. Александров па Ю. Марьянов вєрсӑңӑн. Тӑм хурн вантӑсы, муй вўрн касум мўв хӑнтэт йиуп щирн вәты партыйсайт. ыв ӑн кашащсӑт, па щи пӑта аь тывӑс. Вантэ, йис щирн вәум мир ыв әңхӑт, емӑң тӑхет па вәупсы тӑйсӑт. Тәп советской пура кәщайт хӑнтэт па щира вєрты вўтьщийсӑа. «Люди иных времён» нємуп хурн Россия мўв вән учёной ики Лев Гумилёв ясӑң эвӑт уша йис, щи мўв хӑнтэт па юрнӑт шєңк ӛр нумӑс тӑйсӑт. ыв, вантэ, советской лащ пиа аь оңитсӑт.
Тӑм кина вєрты Татьяна Молданова нётӑсӑс. ўв щирн окружной творчества хотн рәпитӑс. Ин тӑм кина хур вантмев юпийн хӑнты учёной ими Т. Молданова лупӑс:
— Мўң 1986-мит он «Люди иных времён» нємуп хур вєрмевн Тәрум ор воша па Кузьма Семёнович Молданов кәрта яңхсўв. ўв, вантэ, Касум аь вєрӑт яма вәсэ. Щирн мўң вәйтантыйсўв щи ёх пиа, хуйтат муты вєр пӑтап оӑт оӑңӑн вәсӑт. Щӑта щи оӑтн Касум аь оӑңӑн путӑртты єсӑса. Щи пӑта кина вєрты питсўв. Щирн Касум мўв пӑтап вєрӑт оӑңӑн йис вәупсы єрамтты ёх уша вєрсӑт. Щӑта Тәрум ор нӛрумн вәум вєрӑт пӑта хўв мӑр аясум рәтна хуятӑт эвӑт хӑщум няврємӑт па хоттє мире рўщ мухӑ євум ёха аьщӑсыйт. Щимӑщ пура па вәс. Щирн Касум мўвн хуыева икет тәсыйт па ӛхӑт ӑнтәма вєрсайт. Ма ищи хўв мӑр рўщ мўвн вәсум. Ӛхӑт ащєм ӑнтәма ювум юпийн юхи Касум мўвєма йисум. Тӑта рәпитты па айат ёха нётты питсум. Ин тӑмхӑт йипа єнмум нартуп ёх сєр-юр, так нумӑс тӑйӑт па еы вәты ям ӛш вәйтӑт.
Тӑм кинайн нух хӑншса Касум мўв вән хӑнты ики Кузьма Молданов оӑңӑн, ўв щӑта лупӑс:
— Щирн ар хӑнты па юрн ёх тәсыйт па весайт. ыӑңа хӑщум ёх Сәрхан па Мосум, Ямал мўвӑта мӑнсӑт. Рәтэв еы мӑнты пӑта хә хуятӑт хӑщсӑт.
Щӑта «Люди иных времён» нємуп хур вантмев юпийн исторической наукайт кандидат хә Михаил Ершов лупӑс:
— Муй пӑта Касум мўвн вәум вєрӑт ар мирн ӑн вәсыйт, вантэ, щи оӑтн советской мўв уваттыйн тарум репрессияйт оңитсайт па ар мир нӑртама щаврумсайт.
Ин Касум мўв аь оӑңӑн кинайт вєрсайт, киникайт хӑншман вәӑт. «Казымский мятеж» нємуп киника Ас-угорской институтн рәпитты ими Ольга Ерныхова хӑншӑс. Щӑтаса уша йис, муй пӑта Касум мўвн аь тывӑс, щит:
— мир партсайт лаща ар вой-хў па вўы нюхи мӑты па таща нух нярємӑты питсайт;
— щӑта тащӑң, кәсӑң па щӑрт посӑң ёх нєпек єсӑты, кәща пириты па мит хуят тӑйты ӑн єсӑты питсайт;
— няврємӑт ӑшколая па интерната ӛрн тәты питсайт;
— мєт вән вєр — щит емӑң Тәрум орн хў тухыты мир партсайт.
Щӑта Еремей Айпин «Божья Матерь в кровавых снегах» киника Касум мўвн вәум вєрӑт оӑңӑн хӑншӑс, ӛхӑт тӑм нєпек французской ясӑңа тулмащтӑсы. Щӑта 2009-мит он тӑм киника посн Олег Фесенко «Красный лёд. Сага о хантах» нємуп кина вєрӑс. Тӑм ванӑн 2014-мит он Алексей Федорченко Касум мўв пӑтап вєрӑт оӑңӑн «Ангелы революции» нємуп кина эщӑтӑс.
Люди иных времён
Так называется фильм, который не так давно был представлен в Окружном Доме народного творчества. Фильм о событиях 30-ых годов XX века, а именно об истории Казымского восстания был снят Ленинградской студией документальных фильмов по заказу Гостелерадио СССР. Режиссёр А. Александров, авторы сценария А.Александров, Ю. Марьянов.
В фильме показана сложность и драма жизни коренных малочисленных народов Сибири – ханты, манси, ненцев – в соприкосновении с иным миром. Насилие, нежелание считаться с особенностями многовековой культуры, уклада, особенностями психологии отличало советских чиновников при общении с малыми народностями Крайнего Севера. В фильме принял участие видный российский учёный-историк Лев Гумилев, отметивший мощность, энергичность и смелость хантов, манси и ненцев, которые выступили против насаждения советской власти.
В организации съёмок фильма приняла участие Татьяна Молданова, которая в 1987 году была сотрудником Окружного дома народного творчества. После просмотре фильма она прокомментировала:
– Я в 1980-е годы работала в Тюмени на заводе «Электрон» инженером, когда не стало моего отца, я вернулась в Югру. Решила, что смогу помочь моему народу, поднять их дух. Работала в селе Казыме в школе. Затем переехала в Ханты-Мансийск и занялась исследованием культурой народа ханты.
Мы ездили на съёмку фильма в 1986 году, в те годы у нас в стране началась Перестройка, была объявлена гласность. Были рассекречены архивные документы. О трагическом событии в Казымской тундре узнали этнографы, исследователи, поэтому было решено снять фильм о трагической странице нашей истории. В годы советской власти к жителям Казымской земли относились негативно, и мы это застали. Отрицательное отношение почувствовали и на себе. Вместе со съёмочной группой мы проехали по всем маленьким деревням и стойбищам, встречались с теми, кто мог что-то рассказать о тех событиях. Участником мятежа был Кузьма Семёнович Молданов, нам удалось с ним встретиться и поговорить. После подавления восстания он переехал в деревню Кышик и поэтому остался жив. Всех, кто оставался на Казымской земле, после этих событий расстреляли. Сегодня повысился уровень самосознания коренных малочисленных народов Югры, в том числе молодёжи.
Казымский ханты Кузьма Семёнович Молданов помнит те страшные годы и в фильме о трагических событиях в Казымской тундре рассказал:
– Многих ненцев и хантов увезли и убили, отобрали оленей. И в те годы многие ханты уехали жить на сургутскую и назымскую земли.
После просмотра фильма «Люди иных времён» кандидат исторических наук Михаил Ершов отметил:
– Почему Казымское восстание долгое время оставалось незамеченным, а очень просто – в те годы шли политические репрессии.
Хочу отметить, что сегодня о трагических событиях в Казымской тундре написаны исторические книги, сняты художественные фильмы. Так, об этих событиях пишет Ольга Ерныхова в книге «Казымский мятеж», которая отмечает, что причинами Казымского восстания стали:
– изменение размеров налогообложения;
– лишение избирательных прав шаманов и кулаков – лиц, использующих в своих хозяйствах наёмный труд;
– принудительный сбор детей для обучения в школе-интернате;
– администрация культбазы проигнорировала религиозное верование местного населения, в первую очередь, ненецкого, организовав промысл на святом озере Нумто.
Роман Еремея Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах» был переведён на французский язык и издан во Франции. По роману Е. Айпина в 2009 году снят историко-приключенческий фильм «Красный лёд. Сага о хантах» (режиссёр Олег Фесенко). Также в 2014 году российским режиссёром Алексеем Федорченко снят полнометражный художественный фильм «Ангелы революции», который включает в себя сюжетную линию, навеянную казымскими событиями.
Справка.
Казымское восстание 1933-1934 годов – первый пример организованного сопротивления коренных народов Остяко-Вогульского национального (ныне Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) хантов и ненцев против проводимой политики советской власти, которое до сих пор является «белым пятном» в истории Сибири.