Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Реональда ОЛЬЗИНА

Содержание номера

Айкеԯӑт - Новости

  • «Увӑс мўвєм» кӑсупсы оӑңӑн
  • Нампӑр атэт ӑкӑтты мос
  • Юхӑт омӑссыйт
  • Владимир Волдин нәмӑмӑсэв
  • Нохӑръюх — мўв ыӑң рўв
  • «Югорика» нємпи киникайт вантупсы вәс
  • Кышик кәртӑн пушхиет айкеӆӑт хӑншты вәнӆтӑсыйт

Кәща ёх вєрӑт - Политика

  • Округ дума 18-мит мирхот

Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа

  • Ас мўв эвӑт юхтӑс
  • Тэк курт верӑт
  • Щащеӆн рәт ясӑңа айтєӆн вәнтӑы
  • Касум мўвн вәум вєрӑт
  • Вәнт кәртэвн вәўв
  • Киш пай
  • Ма рәтнаам
  • Няврємӑт нётӑт

Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов

  • Югра – арсыр мир вәӆты мўв
  • әхсӑңа вәты емӑңхӑт
  • Вурщик хӑт постӑсы
  • Вурңа хӑт оӑңӑн
  • Емӑӊхӑт Мосум мўвн
  • Мущаң ёх

Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык

  • Рәт ясӑңа вәнтӑыйт

Архив газеты ХӐНТЫ ЯСӐҢ

2012 год

  • № 1 (3341)
  • № 2 (3342)
  • № 3 (3343)
  • № 4 (3344)
  • № 5 (3345)
  • № 6 (3346)
  • № 7 (3347)
  • № 8 (3348)
  • № 9 (3349)
  • № 10 (3350)
  • № 11 (3351)
  • № 12 (3352)
  • № 13 (3353)
  • № 14 (3354)
  • № 15-16 (3355-3356)
  • № 17 (3357)
  • № 18 (3358)
  • № 19 (3359)
  • № 20 (3360)
  • № 21 (3361)

2013 год

  • № 1 (3373)
  • № 2 (3374)
  • № 3 (3375)
  • № 4 (3376)
  • № 5 (3377)
  • № 6 (3378)
  • № 7 (3379)
  • № 8 (3380)
  • № 9 (3381)
  • № 10 (3382)
  • № 11 (3383)
  • № 12 (3384)
  • № 13 (3385)
  • № 14 (3386)
  • № 15 (3387)
  • № 16 (3388)
  • № 17 (3389)
  • № 18 (3390)
  • № 19 (3391)
  • № 20 (3392)
  • № 21 (3393)
  • № 22 (3394)
  • № 23 (3395)
  • № 24 (3396)

2014 год

  • № 1 (3397)
  • № 2 (3398)
  • № 3 (3399)
  • № 4 (3400)
  • № 5 (3401)
  • № 6 (3402)
  • № 7 (3403)
  • № 8 (3404)
  • № 9 (3405)
  • № 10 (3406)
  • № 11 (3407)
  • № 12 (3408)
  • № 13(3409)
  • № 14 (3410)
  • № 15 (3411)
  • № 16 (3412)
  • № 17 (3413)
  • № 18 (3414)
  • № 19 (3415)
  • № 20 (3416)
  • № 21 (3417)
  • № 22 (3418)
  • № 23 (3419)
  • № 24 (3420)

2015 год

  • № 1 (3421)
  • № 2 (3422)
  • № 3 (3423)
  • № 4 (3424)
  • № 5 (3425)
  • № 6 (3426)
  • № 7 (3427)
  • № 8 (3428)
  • № 9 (3429)
  • № 10 (3430)
  • № 11 (3431)
  • № 12(3432)
  • № 13 (3433)
  • № 14 (3434)
  • № 15 (3435)
  • № 16 (3436)
  • № 17 (3437)
  • № 18 (3438)
  • № 19 (3439)
  • № 20 (3440)
  • № 21 (3441)
  • № 22(3442)
  • № 23 (3443)
  • № 24 (3444)

2016 год

  • № 1 (3445)
  • № 2 (3446)
  • № 3 (3447)
  • № 4 (3448)
  • № 5 (3449)
  • № 6 (3450)
  • № 7 (3451
  • № 8 (3452)
  • № 9 (3453)
  • № 10 (3454)
  • № 11 (3455)
  • № 12(3456)
  • № 13 (3457)
  • № 14 (3458)
  • № 15 (3459)
  • № 16 (3460)
  • № 17 (3461)
  • № 18 (3462)
  • № 19 (3463)
  • № 20 (3464)
  • № 21 (3465)
  • № 22 (3466)
  • № 23 (3467)
  • № 24 (3468)

2017 год

  • № 1 (3469)
  • № 2 (3470)
  • № 3 (3471)
  • № 4 (3472)
  • № 5 (3473)
  • № 6 (3474)
  • № 7 (3475)
  • № 8 (3476)
  • № 9 (3477)
  • № 10 (3478)
  • № 11 (3479)
  • № 12 (3480)
  • № 13 (3481)
  • № 14 (3482)
  • № 15 (3483)
  • № 16 (3484)
  • №17(3485)
  • № 18 (3486)
  • № 19 (3487)
  • № 20 (3488)
  • № 21 (3489)
  • № 22 (3490)
  • № 23 (3491)
  • № 24 (3492)

2018 год

  • № 1 (3493)
  • № 2 (3494)
  • № 3 (3495)
  • № 4 (3496)
  • № 5 (3497)
  • № 6 (3498)
  • № 7 (3499)
  • № 8 (3500)
  • № 9 (3501)
  • № 10 (3502)
  • № 11 (3503)
  • № 12 (3504)
  • № 13 (3505)
  • № 14 (3506)
  • № 15 (3507)
  • № 16 (3508)
  • № 17 (3509)
  • № 18 (3510)
  • № 19 (3511)
  • № 20 (3512)
  • № 21 (3513)
  • № 22 (3514)
  • № 23 (3515)
  • № 24 (3516)

2019 год

  • № 1 (3517)
  • № 2 (3518)
  • № 3 (3519)
  • № 4 (3520)
  • № 5 (3521)
  • № 6 (3522)
  • № 7 (3523)
  • № 8 (3524)
  • № 9 (3525)
  • № 10 (3526)
  • № 11 (3527)
  • № 12 (3528)
  • № 13 (3529)
  • № 14 (3530)
  • № 15 (3531)
  • № 16 (3532)
  • № 17 (3533)
  • № 18 (3534)
  • № 19 (3535)
  • № 20 (3536)
  • № 21 (3537)
  • № 22 (3538)
  • № 23 (3539)
  • № 24 (3540)

2020 год

  • № 1 (3541)
  • № 2 (3542)
  • № 3 (3543)
  • № 4 (3544)
  • № 5 (3545)
  • № 6 (3546)
  • № 7 (3547)
  • № 8 (3548)
  • № 9 (3549)
  • № 10 (3550)
  • № 11 (3551)
  • № 12 (3552)
  • № 13 (3553)
  • № 14 (3554)
  • № 15 (3555)
  • № 16 (3556)
  • № 17 (3557)
  • № 18 (3558)
  • № 19 (3559)
  • № 20 (3560)
  • № 21 (3561)
  • № 22 (3562)
  • № 23 (3563)
  • № 24 (3564)

2021 год

  • № 1 (3565)
  • № 2 (3566)
  • № 3 (3567)
  • № 4 (3568)
  • № 5 (3569)
  • № 6 (3570)
  • № 7 (3571)
  • № 8 (3572)
  • № 9 (3573)
  • № 10 (3574)
  • № 11 (3575)
  • № 12 (3576)
  • № 13 (3577)
  • № 14 (3579)
  • № 15 (3579)
  • № 16 (3580)
  • № 17 (3581)
  • № 18 (3582)
  • № 19 (3583)
  • № 20 (3584)
  • № 21 (3585)
  • № 22 (3587)
  • № 23 (3587)
  • № 24 (3588)

2022 год

  • № 1 (3589)
  • № 2 (3590)
  • № 3 (3591)
  • №4 (3592)
  • № 5 (3593)
  • № 6 (3594)
  • № 7 (3595)
  • № 8 (3596)
  • № 9 (3597)
  • № 10 (3598)
  • № 11 (3599)
  • № 12 (3600)
  • № 13 (3601)
  • № 14 (3602)
  • № 15 (3603)
  • № 16 (3604)
  • № 17 (3605)
  • № 18 (3606)
  • № 19 (3607)
  • № 20 (3608)
  • № 21 (3609)
  • № 22 (3610)
  • № 23 (3611)
  • № 24 (3612)

2023 год

  • №1 (3613)
  • №2 (3614)
  • №3 (3615)
  • №4 (3616)
  • № 5 (3617)
  • №6 (3618)
  • № 7 (3619)
  • № 8 (3620)
  • № 9 (3621)
  • №10 (3622)
  • № 11 (3623)
  • № 12 (3624)
  • № 13 (3625)
  • № 14 (3626)
  • № 15 (3627)
  • № 16 (3628)
  • №17 (3629)
  • № 18 (3630)
  • № 19 (3631)
  • № 20 (3632)
  • № 21 (3633)
  • № 22 (3634)
  • Спецпроект
  • № 23 (3635)
  • № 24 (3636)

2024 год

  • № 1 (3637)
  • № 2 (3638)
  • № 3 (3639)
  • № 4 (3640)
  • № 5 (3641)
  • № 6 (3642)
  • № 7 (3643)
  • № 8 (3644)
  • № 9 (3645)
  • № 10 (3646)
  • № 12 (3648)
  • № 11 (3647)
  • № 13 (3649)
  • № 14 (3650)
  • № 15 (3651)
  • № 16 (3652)
  • № 18 (3654)
  • № 17 (3653)
  • № 19 (3655)
  • № 20 (3656)
  • № 21 (3657)
  • № 22 (3658)
  • № 24 (3660)
  • № 23 (3659)

2025 год

  • № 1 (3661)
  • № 2 (3662)
  • № 4 (3664)
  • № 3 (3663)
  • № 5 (3665)
  • № 6 (3666)
  • № 7 (3667)
  • № 8 (3668)
  • № 10 (3670)
  • № 9 (3669)
  • № 11 (3671)
  • № 12 (3672)
  • № 14 (3674)
  • № 13 (3673)
  • № 15 (3675)
  • № 16 (3676)
  • № 17 (3677)
  • № 18 (3678)
  • № 20 (3680)
  • № 19 (3679)
  • № 21 (3681)
  • № 22 (3682)
  • № 23 (3683)

Вы здесь

Главная » Югра – арсыр мир вәӆты мўв
Эмма Усманова. Ёмвош, 2017-мит оӆ
Эмма Усманова. Ёмвош, 2017-мит оӆ
  • Хантыйский
  • Русский

Югра – арсыр мир вәӆты мўв

Эмма Радиковна Усманова — мўв ипийн катра йис пурмӑсӑт кӑншты нє па бронза нємуп йисн вәум әмӑтсухӑт ёнтты ими. ўв хәумъяң мутас о Сарыаркинской археологической институтн рәпит, щи ут Карагандинской университета ӑңман вә (Казахстан). Э. Усманова андроновской вәупсы па бронза йис оӑңӑн ар нумсӑң нєпек хӑншӑс. ўв арсыр научной мирхотӑтн Казахстан, Россия, Великобритания, Норвегия, Венгрия па па мў-вӑтн вәяс. Щӑта Казахстанӑн вәты ЮНЕСКО тӑхийн па IX-мит Мўвтє пурмӑс вєрты хӑрн (Урай) вєрӑт єрамтты нєңа вәс.

— Ма III-мит Мўвтє пурмӑсӑт вєрты мирхота әмтутӑт па пурмӑсӑт нух вантты вохсыюм. Щи тӑхи кәщая ям учёной ими вәс, Мария Терентьевна Майстровская. Мєт оӑңӑн Ёмвош округа Северной археологической мирхота юхтыйсум. Щит хәум о юхы вәс. Иса ӑн нәмӑссум, хуты йипа Увӑс мўва юхӑтум. Вантэ, ма — азиатской хӑннєхә, Центральной Азияйн рәпитум. Интум хәмит пўш тыв йисум. Югра — щит арсыр ясңуп мирӑт мўв, щит пӑты хўв мўв па степь эвӑт вәнта юхӑтсум.
— Муй пищӑң шиваӑты вәс, хән мєт оӑңӑн Ёмвош округа юхӑтсӑн?
— Мєт сыры археологической мирхот хущи, хута щи вєр тәса вәты ёх ӑктӑщийсӑт. Кимит пўш, хән Урая па Кондая юхӑтсум, щӑта обской угрӑт мўв оӑңӑн тәса уша павӑтсум. Хӑнтэт па вухаят — ай мирңӑн, ыв рәт мўве сӑмӑңа тӑйӑт па яма вєртут вєрты хошӑт. Әмӑщ шиваӑты вәс: хӑннєхә нё нюхрӑ, ивәнты хў ан вєр па щи юпийн «Ямаха» хопа омӑс. Рўщ щирн — щи вєр мультитехнологичность нєм тӑй. Урайн вєртут вєрты хӑр вәс, щӑта арсыр ясңуп мир ӑктӑщийсӑт. Юграйн щи мир кўтэн әхсӑңа вәты хошӑт. Ма щирємн, па мўв мирӑта ищиты вәтыя вәнтыйты мос.
— Нӑңена әмӑщ уша вєрты вәс, нєш, вәнтӑн ищи катра йис пурмӑсӑт мўв ипийн кӑншыйт?
— Северной археологической мирхот щи вєр пӑты эщӑтыйы. Мӑнєма еєм вәс, сыры щи вєр оӑңӑн ӑн хәясум. Щи мирхотн Ольга Корочкова Екатеринбург эвӑт па Наталья Фёдорова Пуңавӑт вош эвӑт щи оӑңӑн мӑнєма путӑртсӑңӑн. Ма вәтєм нәпӑт степь хущи мўв хирум. Нєш, катра йисн мир вәнтӑн ищи вәсӑт. Сыры нәмӑссум: «Вәнтӑн вәупсы хән вә? Щит Азияйн вә, хута тывет-тухет яңхты ӛшӑт вәӑт». «Природы и Человека» нємуп музейн шиваӑсум, хутысаты шуши мир ям щирн вәнтӑн вәӑт.
— Нӑң Ёмвош ремёслайт хот пиа муты вєрӑт вєрты питсӑн? Вантэ, щи тӑхи унтасн IX-мит Мўвтє пурмӑсӑт вєрты хӑра яңхсӑн па тӑм Конгресса юхӑтсӑн.
— Ям хуятӑт ремёслайт хотн рәпитӑт. ыв тӑта нўм мўв хӑнтэт әмтутӑт мира вантӑсӑт. Хӑнты па вухаь хурамӑтн ма андроновской хурамӑт шиваӑсум. Мўң вәэв, aндроновской анӑт угорской хурамӑт ищи тӑйӑт. Ольга Дмитриевна Бубновене мӑнєма лупӑс тӑта щимӑщ анӑт мира вантӑты. Ма ар щи ут тӑйум, щитӑт Кустанайской область хущи лесостепь па степь мўвӑтн вәйтсум. Тӑм мирхотн Игошев нємуп хотн щитам вантӑсам. Тӑмиты Ёмвош ремёслайт хот пиа ияха рәпитум. Еы нумӑс вә шуши ёх сэвӑт па әмӑтсухӑт оӑңӑн тәсашӑк уша павӑтты.
— Мўң вәэв, обской угрӑт пурмӑсӑтн андроновской хурамӑт хурасуп утӑт вәӑт. Вантэ, катра йис рәтўв кўтн кочевникӑт ищи вәсӑт.
— Апа, щит пӑты. Щи вєр тәса єрамтты мос. Шуши ёх хӑншет вєра хурамӑңӑт. Андроновской па угорской хурамӑт иса ихураспет. Нюр щи мирӑт и йисн вәсӑт.

Югра – площадка для диалога культур

Эмма Радиковна Усманова – археолог и реконструктор женского костюма эпохи бронзы. Более тридцати лет она – научный сотрудник Сарыаркинского археологического института при Карагандинском государственном университете им. академика Е.А. Букетова (Казахстан).

 

Э. Усманова – автор нескольких научных монографий и около сотни статей об андроновской культуре народов степной Евразии и костюмах эпохи бронзы. Она – участник научных конференций в Казахстане, России, Великобритании, Венгрии и других странах; эксперт Национального казахстанского комитета ЮНЕСКО и IX Международного фестиваля ремесел коренных народов мира (Урай). И наконец, Почетный гражданин города Лисаковска за вклад в развитии древней истории края.

– Меня пригласили на III Международный Конгресс традиционной художественной культуры: проблемы фундаментальных исследований народного искусства в качестве эксперта по костюму и предметам прикладного искусства и реконструкции костюма на замечательную секцию «Методы реконструкции технологий в археологическом и этнографическом наследии и их художественная ценность». То есть это широкий аспект, как можно реконструировать на основе реальных артефактов. Я была сопредседателем. Председателем секции была великолепный учёный, это Мария Терентьевна Майстровская.

Мое первое появление в Ханты-Мансийске – это Северный археологический конгресс. Это было три года назад. Никогда не думала, что ещё раз приеду в эти северные края. Потому что я все-таки азиатский человек, степной человек, сфера моих интересов – это культура народов Центральной Азии. Я тут появилась уже в третий раз, это значит, что притяжение вашего края огромное. Потому что вот так издалека, из степей, приехать сюда, в тайгу, говорит о том, что Югра – это замечательная площадка для диалога культур народов из разных ландшафтных зон и культур.

– Что вас потрясло, когда впервые приехали в Ханты-Мансийский округ?

– Сначала археологический конгресс, все-таки это профессиональное сообщество. Такой хороший научный космос и общение. Когда во второй приезд попала в Урай и Конду, тогда у меня началось открытие земли обских угров, как их называют: ханты и манси. Это маленькие народы, которые влюблены в свое дело и свой край. Причем, меня поражает: мастер делает наконечник стрелы, тут же изготавливает корытце для рыбы и тут же садится на лодку «Ямаха». То есть это – мультитехнологичность. И народы, я знаю, вы малочисленные. Но я не слышу в этом трагичности. Вы понимаете, что-то случилось, но это надо принять и идти дальше. И это хорошо, это приятно.

В Урае в 2016 году был фестиваль народных ремесел. Впечатлила мультикультурность Югры, которую удается сохранить вашему дивному краю. Сейчас весь мир бьется над проблемой как сохранить мультикультурность в виду миграций, как сохранить мир и поликультурность. И я считаю, что замечательный опыт Югры в этом плане должен изучаться.

– Удивило вас или нет, как археолога, что в тайге тоже проводятся археологические раскопки?

– Северный археологический конгресс посвящён как раз этому. Стыдно, но я не знала северной археологии. На презентации археологических находок мои коллеги Ольга Корочкова из Екатеринбурга, Наталья Фёдорова из Салехарда вдруг мне рассказывают о мумии, северной археологии и кладах в тайге. Они мне говорят: «Что ты всё про степь да степь?». А у меня же степь, экология и доместикация. А жизнь, оказывается, была активной и в лесу. Это было замкнутое пространство, но здесь всё было под рукой. И система жизнеобеспечения, которая обусловила такую яркую динамику культур. Это меня поразило. Потому что я до этого думала: «Ну что там, в лесу, может быть? Всё есть у нас в Азии, там Шёлковый путь. А они сидят закрытые в лесу». А на самом деле здесь такая яркость духа и сакрализация. И, конечно, поразил Музей природы и человека, который великолепным образом демонстрирует великий диалог природы и человека. И как шла адаптация человека именно к этой ландшафтной зоне. Так что я тоже у вас учусь.

– У вас появились совместные проекты с Центром народных художественных промыслов и ремесел Югры, по приглашению которого вы участвовали в IX Международном фестивале ремёсел коренных народов мира «Югра-2016» и сейчас находитесь на Конгрессе?

– Замечательная команда Центра народных художественных промыслов и ремёсел Ханты-Мансийска. Она показала реконструкцию костюмов, и мы видим в узорах ханты и манси угорские элементы, которые очень хорошо соотносятся, как ни странно, не с лесной керамикой, а с нашей андроновской. Это один к одному. Это прямое повторение aндроновских сосудов. Хотя мы всегда говорим, что в андроновской культуре есть угорский элемент и его древние корни. Вот это я сейчас хожу и фотографирую. Ольга Дмитриевна Бубновене предложила мне соединить художественность андроновской посуды и взгляды художника и керамиста. У меня замечательная коллекция древней посуды эпохи бронзы, поскольку я копаю как раз на границе лесостепи и степи, это Костанайская область, город Лисаковск. Это, в принципе, уже отроги Южного Урала. И как раз на этом Конгрессе была выставка в музее Игошева, и как зазвучали чудесно андроновские орнаментальные мотивы уже в художественной современной интерпретации. Вот такое содружество с Центром ремесел. У нас ещё в планах есть изучение накосных украшений и костюма, которые великолепно сохраняются в архаике.

– Андроновские элементы в культуре обских угров есть ведь потому, что у ханты и манси часть предков были кочевниками.

– Скорее всего. Это надо изучить, потому что прямая экстраполяция редко приветствуется в науке. Можно соединить, но в науке всегда нужна система. Конечно, северные орнаменты потрясающие. Берёшь альбомы андроновской орнаментики и угорской (обско-угорской) – как будто народы жили в одно время. Вот это позитив и негатив в шаблоне орнамента. Как будто взяли, горшок срисовали и поставили, вышили орнамент на одежде или выполнили тиснение орнаментики на коже.

Рубрика: 
Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
Номер Ханты Ясанг: 
№ 11 (3503)
7.06.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика